Деятели культуры обсудили современное искусство на Международном форуме в Петербурге
Российские и зарубежные кураторы и арт-критики, представители музеев и деятели культуры в рамках интеллектуального марафона «Национальное и глобальное в современном искусстве» 1 декабря предложили ответы на важнейшие вопросы в сфере как мирового, так и национального современного искусства.
Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и Лариса Зелькова, президент Благотворительного фонда Владимира Потанина, взяли приветственное слово и представили тематику дискуссии.
«Современное искусство - один из языков, на котором говорит мир», - отметила Зелькова и поставила вопрос о необходимости демонстрировать миру современное российское искусство путем вывоза национальных коллекций и проектов и, наоборот, показывать России работы зарубежных деятелей культуры. Зелькова и Пиотровский обозначили ключевые вопросы дискуссии: эффективность культурных институций, воздействие бизнеса на культуру, необходимость художественной критики.
Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея, принял сторону критика и подчеркнул, что для начала необходимо «попытаться понять, что такое национальное и глобальное», а также разобраться в том, как эффективнее и рациональнее использовать возможность культурной коммуникации с другими странами.
«Глобальное или мировое возникло после распада СССР», - заявила другой представитель Русского музея Олеся Туркина, отметив, что именно после этого события национальное искусство начало интегрироваться с глобальным.
Спикеры говорили и о совместном проекте Фонда Потанина и Центра Жоржа Помпиду по расширению коллекции современного русского искусства, который послужил одним из главных поводов к проведению марафона. Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова заявила, что для того, чтобы на Западе о России вспоминали не только в связи с Чеховым и Достоевским, надо совершить «вторжение», и за таким вторжением должен стоять честный и смелый человек. «Пока не будет в иностранных коллекциях отрефлексировано современное русское искусство, нечего надеяться на наше триумфальное шествие по Европе», - считает Свиблова.
Она сравнила передачу культурных ценностей с рождественским подарком, делая который, сам становишься богаче, и напомнила о том, как после перестройки, благодаря западным коллекционерам, Россия вновь открыла собственный русский авангард.
Представитель Центра Помпиду Николя Люччи-Гутников также прокомментировал возникшие в связи с даром коллекции обвинения французских музейщиков в колониализме. «Это иронично, поскольку Екатерина II основала Эрмитаж, массово скупая французское искусство. Думаю, это естественный ход рыночной экономики», — отметил эксперт.
Он добавил, что концепт глобализации искусства, о котором заговорили недавно, на самом деле восходит еще к эпохе Ренессанса. Разные художественные школы постоянно обменивались опытом, только сейчас делать это проще и быстрее. «Принимая этот дар, мы видели это не как завоевание, а как обращение к собственной истории. Все знают о длительном пребывании русских художников в Париже», - закончил Люччи-Гутников.
Санкт-Петербургский международный культурный форум. Официальный сайт
Все материалы о Санкт-Петербургском международном культурном форуме