Сундет Байгожин: "Благодарю Бога за то, что дал мне возможность петь"
Участник проекта «Большая опера» Сундет Байгожин по мнению пользователей социальных сетей Facebook (запрещена в РФ) и Instagram (запрещена в РФ) стал третьим победителем конкурса #СамыйЯркийОбразПрограммы. Сегодня Сундет ответил на вопросы, которые наши телезрители и читатели оставляли в комментариях к его фотографии.
В интервью сохранены авторские орфография и пунктуация.
@ernest.tina Сундет, Вы прекрасный певец и просветитель. Ария Абая, которую Вы исполнили во 2-м туре, стала для меня настоящим открытием. Восхищение, большой интерес вызывает знакомство с национальным колоритом, казахской музыкальной культурой, оперой. Сундет, включаете ли Вы "национальные" партии в репертуар концертных турне и в каких проектах будете принимать участие в ближайшее время? Существуют ли, на Ваш взгляд, особенности разных национальных вокальных школ, и в чём особенности казахской школы? Удачи Вам!
- Я являюсь носителем казахской культуры, поэтому в концертах один из блоков всегда посвящаю казахским народным песням, ариям, исполняю новые произведения наших современных композиторов. На гастроли я езжу в основном с театром. А собственных сольных концертов у меня еще не было. Планирую дать в следующем году – отметить таким образом свой пятый театральный сезон. Кстати, в этом году у меня тоже юбилей – я уже 10 лет пою на сцене оперного театра.
Что касается особенностей разных вокальных школ, у каждой национальности, безусловно, есть свой колорит. Народные песни, будь то татарские, узбекские, азербайджанские, казахские, как раз и составляют основу национальных вокальных школ. Казахский язык сам по себе достаточно певучий. У нас даже есть такое выражение: нет казаха, который не смог бы что-то спеть. Но есть и своя специфика – очень сложные горловые звуки «к», «г». Еще один краеугольный камень казахской вокальной школы – это, конечно же, песни нашего просветителя Абая.
@Kassymbekzhanar Поздравляю Сундета! Само участие в таком грандиозном проекте ужу говорит о многом! Я часто хожу в Астана-Опера, солистом которого он является. Опера "Абай" одна из самых ярких работ! Интересно, кто сподвигнул к этому искусству? Мы все знаем прекрасный и легендарный дуэт Монсерат Кабалье и Фредди, с кем бы он спел? Предлагаю в финал такой номер.
- Вы знаете, я не могу сказать, что кто-то меня подвиг. Ты можешь стать директором компании, знаменитым врачом или удачливым бизнесменом, но стать человеком искусства ты не можешь, Как сказал мудрец: это дается свыше. Может быть, что-то дано и мне, и, значит, я должен прославлять свою страну, знакомить мир с казахской культурой. Я пел с самого детства, в школе занимался в самодеятельности, был активистом. Музыка всегда была со мной. Поначалу я пел в микрофон песни военных лет, патриотические песни, и никак не ожидал, что стану оперным, академическим певцом. Но так случилось.
@darya_kulinkovich Если бы Вам предложили поучаствовать в мастер-классе любого из выдающихся вокалистов всех времен (не только из ныне живущих), к кому бы Вы хотели попасть?
- Есть такой яркий баритон Марио Серени. Мне нравится его пение. Я хотел бы попасть к нему на мастер-класс. С удовольствием бы поработал с Джианджакомо Гуэльфи. У обоих потрясающей красоты голоса, настоящее бельканто.
@liliyatmУважаемый, Сундет! Очень радует ваше участие в этом проекте! Желаю Вам Победы и дальнейших успехов! Свидетелем какого исторического события вы хотели бы стать, Сундет?
- Парада Победы на Красной площади в 1945 году.
@ann_savchenkova Что Вы делаете, когда не согласны с режиссерской задумкой?
- Артисты должны подчиняться режиссерам и выполнять то, что они ставят. Но с тем, что сейчас происходит, в Европе, в частности в Германии, я бы, наверное, не согласился. Когда человек выходит на сцену без одежды, в этом есть что-то аморальное. Искусство должно оставаться искусством. Как в индийском фильме: всем ведь охота увидеть, поцелует он ее или нет. И если мне предложат постановку, которая не будет соответствовать моим моральным принципам, я однозначно откажусь. Мы должны подавать людям пример. Наше искусство должно затрагивать душевные струны зрителей. Зачем показывать насилие, этого и в интернете полно. К режиссерской опере и современному прочтению классики я хорошо отношусь. Но зачастую такие постановки не пользуются особым успехом. Однако они имеют право на жизнь. И есть очень талантливые режиссеры, которые могут это интересно подать.
@mamyrbaevagulziraОсы өнеріңіз үшін бірінші кімге алғыс айтқыңыз келеді? (Переведите, пожалуйста) Кому хотите сказать слова благодарности?
- В первую очередь, я благодарю Господа Бога за то, что дал мне возможность петь. Я бы, наверное, и в следующей жизни стал певцом. Но подошел бы к этому уже более осознанно. Потом я хочу поблагодарить своих родителей за то, что дали мне жизнь, воспитание. Мой отец жив, а мамы не стало пять лет назад. Родители сыграли огромную роль в моей судьбе. Все в этой жизни временно, и все неслучайно. Отец по роду своей трудовой деятельности часто переезжал с места на место. И в том городе, где мне пришлось остаться, я как раз и начал профессионально заниматься пением.
@e.sahno@bigoperatvofficial Сундет, я очень горжусь твоими достижениями и всегда получаю огромное удовольствие от наших занятий. Ты всегда очень мобилен, собран и всегда стремишься к достижению своих идеалов и всё для этого делаешь. Знаю, что уже давно нет рядом с тобой самого близкого и родного для тебя человека - твоей мамы. Ты, несмотря на свой достаточно молодой возраст, уже много чего достиг. Каким самым важным для тебя достижением на данном этапе гордилась бы твоя мама?
- Я очень жалею, что у меня не было возможности стать знаменитым артистом раньше, потому что, может быть, тогда у меня были бы деньги, и я смог бы вылечить, спасти свою маму. Я бы все отдал, чтобы она осталась жить. Она всегда гордилась любым моим достижением. Речь идет не только о пении, конкурсах, но и о том, что происходило в моей повседневной жизни – как человека, как сына. Помню наш последний разговор, я спел ей новую песню «Родина» на казахском языке. «Эта песня меня сделает популярным в Казахстане», – сказал я ей. «Будь, сыночек, будь настоящим сыном своей родины», – ответила она. А на следующий день ее не стало… Песню «Родина» сейчас, действительно, поет весь Казахстан.
@glebati_art@bigoperatvofficial Что для вас было самым сложным в период обучения вокалу?
- Я много раз хотел бросить петь, заниматься вокалом. Бывают такие моменты, когда что-то не получается – где-то голос не слушается, верхние ноты не берутся. Но желание попробовать, узнать, что там будет дальше, всегда оказывалось сильнее. Ведь у меня такой голос – я могу петь эстраду, вокальные произведения, академические. В какие-то дни у меня так шикарно получалось, что я понимал: есть потенциал, нужно его развивать. Я начал выигрывать конкурсы в Италии. И все пошло. Мужчина ведь начинает в себя верить, когда достигает результата. До этого он мечется. Я много времени упустил, когда был студентом, подрабатывал на жизнь. Однако никогда не нужно сомневаться и жалеть о прошлом.
@tatyanamatveyeva Мы, ваши соотечественники, жители Алматы и Астаны, благодарим Бога за то, что живем в большом городе, в котором есть оперный театр. Слушая звезд оперной сцены в поездках по другим странам, мы осознаем и безгранично счастливы тем, что и в наших театрах есть немало великолепных солистов. Очень радостно и гордо, когда их талант отмечают мировые театры, и известность их выходит за пределы дома. Но тем еще более мы ценим ту плеяду исполнителей, которые остались в родном театре и щедро одаривают зрителей своими чудесными голосами. Наверное, каждый талантливый певец стремится к совершенству, желает быть по достоинству оцененным и, если не мечтает, то счастлив получить контракт с любым из крупнейших оперных театров мира? Рискуют ли, в таком случае, "домашний" театр и его зритель постепенно утратить своих звездных солистов, разделив их со всем миром? И появляется ли когда-нибудь в душе артиста ощущение момента выбора и легкого приступа патриотизма? Или любой артист, не оглядываясь, должен устремиться за Славой?
- Я мечтаю о контракте с Метрополитен опера. Может быть, с Гранд опера. Но при этом мне нравится система гостевых контрактов – поехал, поработал, получил опыт, получил гонорар, прославил свою страну и вернулся назад. Пока я молод, пока во мне есть силы и энергия, голос имеет свои интересные краски, я хочу дарить свое искусство своим зрителям. Конечно, если тебя приглашают, нельзя отказываться. Я всегда готов выступать не только на оперных сценах, но и на благотворительных концертах. Благотворительность – это часть нашей работы, очень важная. А тот, кто стремится только к славе, однажды останется у разбитого корыта. Мне это не нужно. Потому что слава, популярность кратковременна. И в этот момент нужно создать какой-то задел, бизнес, ведь всю жизнь петь не будешь. Или дополнительное образование получить, закончить, например, Академию управления, чтобы потом работать в сфере культуры.
@Sinoptikzzz В Советском Союзе была очень сильная оперная школа: Нестеренко, Атлантов, Лейферкус, Серкебаев м мн. др. - близко ли Вам ее наследие? Кто Вам наиболее интересен? Кто является примером?
- Голос маэстро Нестеренко мне очень нравится. Он – эталон, человек-ювелир. Как он пел романсы, арии! Да вообще, все, кто здесь перечислен, – прекрасные люди и пример для подражания для любого вокалиста. Никого нельзя выделить.
@Natalibirds Сундет, если бы вам удалось участвовать в одном спектакле с мировыми оперными звездами, то кто бы это был и в каком спектакле?
- «Дон Жуан» с Анной Нетребко или «Паяцы» Пьетро Масканьи.
@nat.ata А вопрос меня интересует непростой: как и насколько Вам удаётся и удаётся ли воплотить за неделю перед следующим выступлением на конкурсе те несколько замечаний от членов Жюри, но каких замечаний? Это же целый пласт порой! С уважением, Наталия.
- Жюри на конкурсе, с одной стороны, – наши коллеги, мы же работаем в одном цехе. Их замечания всегда очень уместны. По их глазам видно, что они искренне хотят нам помочь. Нет никакой агрессии, желания нас задавить. Сколько раз Нелли Миричою делала мне замечаний, я все их принимал, потому что она говорит, как вокалист-профессионал. У господина Бертмана подход больше извне, режиссерский. Это тоже правильно. Интеллект, голос – все должно быть в комплексе. А мы иногда только голосом увлекаемся. Некоторые, демонстрируя свой голос, какую бы партию не пели, показывают только себя. Это тоже не интересно. Каждый раз надо меняться. В нашем проекте есть и своя сложность – оперные певцы должны петь в оперном театре, а не в микрофон, как на съемках, это дает другие ощущения. Но, несмотря на это, «Большая опера» - это никакое не шоу, а, в первую очередь, пропаганда настоящего оперного искусства.
@Aibrilliant Сүндет, что или кто для Вас является самым большим вдохновением в жизни? P.s. вы мой самый любимый оперный исполнитель из ныне живущих❤❤❤
- Личность, которая меня вдохновляет, – это лидер нашей нации, президент Нурсултан Абишевич Назарбаев. Скоро исполнится 25 лет нашей независимости, и все эти годы мы живем в достатке, без войн, можем творить и петь. Это человек, который все делает для своей страны. Я им восхищаюсь, горжусь. Такие люди, как наш президент, рождаются один раз в сто лет.
Меня вдохновляет то, что я завтра снова приду в театр и смогу петь . Меня вдохновляет музыка, прекрасные люди, мои, коллеги, родственники, братья, друзья. Я считаю, что друг познается не в беде. Если человек после смерти попадает в ад, друг должен его найти, протянуть ему руку и забрать в рай. Вот такая дружба должна быть, я считаю. Счастье иметь настоящих друзей, и у меня они есть.
Alexandra Os Какие произведения на казахском вы любите исполнять? И какую русскую оперу вы хотели бы исполнить?
- Я люблю петь народные песни, песни, написанные Абаем. Люблю слушать песни, которые исполняются под аккомпанемент национального инструмента домбры. Там не просто красивое пение, но и поучительные слова. Русская опера меня восхищает. Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов… Я хотел бы спеть Елецкого в опере «Пиковая дама», Алеко, Евгений Онегин мне нравится.
@epatent.kz Мой вопрос касается самого конкурса. Все-таки, это больше телевизионный проект, чем традиционный конкурс исполнителей. Чем он Вам понравился? Что Вы ожидаете для себя, участвуя в этом грандиозном проекте? Какие отличия и трудности Вам приходится преодолевать по ходу конкурса? Может имеют место быть смешные моменты… не попавшие в кадр? Не поделитесь? С уважением, поклонник Вашего неисчерпаемого таланта Равиль Бикинеев.
- Я принимал участие во многих оперных конкурсах. « Большая опера» – это телевизионный проект, но в то же время – серьезный конкурс. Для меня она стала открытием. Здесь все идет с первого дубля, никаких пересъемок - что спел, то и показали. Ни везде есть оперные театры, а этот конкурс дает возможность всем приобщиться к нашему искусству через телевизор. В России очень популярна качественная поп-музыка, есть настоящие звезды. У нас в Казахстане этот жанр тоже процветает. Но когда идет навязывание продюсерскими центрами новых лиц, которые из себя ничего не представляют, зрители начинают думать, что это и есть настоящее искусство. А на самом деле настоящее искусство это то, что пропагандирует «Большая опера». Люди должны об этом знать и приходить в театр. Потому что истинное эстетическое удовольствие ты получаешь только в том случае, когда слушаешь музыку живьем. Никакие колонки, никакие микрофоны этого не передают.
Интересный момент был, когда мне сказали, что я очень похож на Эльдара Абдразакова. Я поблагодарил за сравнение с таким великим певцом, звездой современной оперы. Если я повторю его карьеру, его судьбу, буду счастлив. Это не вошло в окончательный монтаж выпуска. А вообще у нас постоянно какие-то истории происходят, смех, радость на душе, потому что мы идем петь. Смотрите наш «сериал» «Вся правда о «Большой опере» в соцсетях телеканала «Культура», мы там все расскажем.
Итоги конкурса #СамыйЯркийОбразПрограммы.
Сундету очень понравился вопрос о, том, каким самым важным его достижением на данном этапе гордилась бы его мама. Мы поздравляем автора вопроса - @e.sahno и дарим ей подарки от наших партнеров - парфюмерно-косметической компании Giorgio Armani Beauty и бренда профессиональной продукции для волос MATRIX.
Беседовала Ирина Будовнич