В Москве открылась ретроспективная выставка "Война и мир Вадима Сидура"
На склоне лет художник Вадим Сидур заметил: «Чувствую себя одним из последних в ряду вымирающих классиков нашего уходящего тысячелетия». Имя Вадима Сидура невозможно отделить от его эпохи, названной им «эпохой равновесия страха». Фронтовик, ставший художником, он всю жизнь как будто выдавливал из себя этот страх, с помощью пластических форм призывая к гуманизму. В Москве открылась ретроспективная выставка «Война и мир Вадима Сидура».
Музей Вадима Сидура существует чуть более четверти века. Новая страница в его истории началась в 2014 году, когда он открылся после реконструкции и ребрендинга, а его руководители и пиарщики активно взялись за развитие и популяризацию. Как результат – посещаемость за два года выросла в 8 раз.
Конечно, увеличился поток посетителей и после событий августа прошлого года, когда группа людей, называющих себя «православными активистами», повредила работы Сидура на выставке в «Манеже». У такого «черного пиара» был и положительный эффект: многие тогда захотели лично увидеть «оскорбительную» скульптуру фронтовика, защитника Родины, гуманиста Вадима Сидура, но ничего оскорбительного и запретного в ней не находили – наоборот.
«Все понимали, что искусство Сидура не только не может и не должно оскорблять чувств христиан, а в некотором смысле им соответствует, этим чувствам. Потому что для Сидура, как и, я хочу надеяться, для большинства верующих христиан, в центре их миссии, их творчества, переживаний и чаяний лежит человек, и тут, мне кажется, нет никаких причин для противостояния», – говорит руководитель Музея Вадима Сидура Ярослав Алёшин.
Имя Вадима Сидура широко известно за рубежом, его скульптуры установлены в разных городах мира, а вот на родине мастера признали только после смерти: в советскую систему он не вписывался. Сидур сам отказывался от госзаказов, не хотел изменять своему мировоззрению и авторскому видению. Подрабатывал созданием надгробий: смерть – близкая ему тема.
На выставке «Война и мир» «тематических» работ много. Одна из них называется «После экспериментов», создана в неспокойном 1968 году, после Пражской весны.
«Совершенно очевидно, что для Сидура, пережившего войну, пережившего тяжелые ранения, он был ранен в лицо, это ранение стало его стигмой и, вместе с тем, призванием. Его занимала мысль о телесной трансгрессии, о разрушении тела, о мутации, о том, что будет с человеком, если случится тот глобальный термоядерный конфликт, о котором тогда говорили и думали все. И эта работа позиционировалась как памятник чудовищной трагедии, которая может произойти в любой момент», – объясняет руководитель музея.
Боль, страдания, трагедия – главные темы Вадима Сидура. Его работы – с тяжёлой энергетикой, многие излучают тревогу, безысходность. Но сам автор верил, что мир между людьми возможен, а любовь действительно способна преобразить любого. Его скульптура – тревожное, порой, кричащее напоминание о том, к чему приводит разрушение, отчаянный призыв к отказу от насилия. Можно сказать, что все работы Сидура – о войне и мире, так что название выставки себя оправдывает. Кстати, это уже третья постоянная экспозиция в музее, она продлится до сентября, а после отправится в длительное международное турне.