Выставка художника Кацунори Хаманиси проходит в Музее Востока
В Музее Востока открылась выставка работ японского художника Кацунори Хаманиси. В экспозиции – графика, выполненная в технике меццо-тинто. Художников, которые ею владеют, во всём мире – не более пятисот. От традиционных способов создания гравюр, меццо-тинто отличается тем, что художник рисует «белым по чёрному». Изображение создаётся путём «высветления» предварительно подготовленной поверхности. Кацунори Хаманиси работает в этой технике со студенческих лет, и он неоднократно участвовал в выставках по всему миру.
Открывая свою первую в России выставку, японский художник Кацунори Хаманиси задался вопросом, почему его искусство больше понимают и ценят за границей, а не в самой Японии. Ответ в том, что основной предмет творчества Хаманиси – традиционная японская культура во всех её проявлениях. Для самих японцев ничего нового тут нет, но на всех остальных картины художника действуют завораживающе. Причём не важно, что перед вами – скрупулезно воспроизведенный рисунок кимоно с пионами, драконами и горой Фудзи, или абстрактная композиция, состоящая из предельно простых форм.
«Я стремлюсь в простых формах выразить японскую красоту, японскую культуру, – рассказал художник. – Вот, например, посмотрим на эту картину. Она связана с повседневной жизнью. Сейчас в Японии период ливней, а также цветения гортензий. Я каждый день гуляю. Недалеко от дома я и увидел такую картину и решил изобразить».
Кацунори Хаманиси не меньше 10 минут объясняет, что изображено на этой картине. Кажется, сейчас услышишь целый трактат. Но оказывается, все эти долгие объяснения в русском переводе можно уместить в одной фразе – столкновение разных цветов и форм рождает новую форму. В своем творчестве художник использует редкую технику меццо-тинто – это одна из разновидностей офорта. Сегодня в этой старинной и очень трудоемкой технике в мире работает всего 500 человек. Хаманиси – один из них.
«Бывает творчество художников, которые очень эмоционально захватывают, как импрессионисты. Бывает творчество, к которому нужно подходить издалека, через интеллектуальное постижение. Кацунори Хаманиси относится к таким мастерам. Зато потом вам начинает открываться какая-то новая грань жизни», – отметила куратор выставки Галина Шишкина.
Взгляд художника останавливается на самых простых вещах. Выгляни в окно – и увидишь все то же самое. Но Хаманиси буквально смакует окружающую действительность, посвящает целые серии картин изображениям веток, перевязанных веревками.
Он как будто заставляет поверить зрителей в то, что за этими простыми вещами – философские пропасти. Впрочем, с точки зрения японца, так оно, наверное, и есть.
Читайте также: