"Лики Азии": во Владивосток привезли работы Василия Верещагина
В Приморской картинной галерее во Владивостоке открыта выставка «Василий Верещагин: лики Азии». Экспозиция работ художника-баталиста из нескольких музеев и частных коллекций дополнена подлинными воинскими раритетами. Репортаж Оксаны Данилюк.
Самая известная картина Василия Верещагина – «Апофеоз войны», с грудой человеческих черепов. Она находится в Москве, приморцам напоминает о ней лишь фотография. Все остальное на этой выставке – подлинники, живописные этюды, написанные в Туркестане и Китае.
«Эти работы художник писал именно там, на войне. Рядом была смерть, рядом были бои, а он запечатлевал это. То есть это непосредственное чувство, непосредственная боль художника осталась в этих этюдах. Это потом на их основе он делал уже большие грандиозные картины, которые восхищали и поражали зрителей Европы и России», ‒ рассказала заместитель директора Приморской государственной картинной галереи Наталья Левданская.
Вся жизнь Василия Верещагина ‒ это увлекательный авантюрный роман. Закончил кадетский корпус и учился в Академии художеств. С мольбертом объездил полмира, путешествовал по Европе и Азии, был в Америке, Японии, на Кубе и Филиппинах. Участвовал во всех военных кампаниях, которые тогда вела Россия. Боевое крещение получил в осаде Самаркандской крепости, за что был удостоен ордена Святого Георгия. Верещагин обладал фотографической памятью, как у разведчика.
«Когда человеку достаточно было выйти на балкон дома, окинуть взглядом пирс и четко запомнить, сколько кораблей на нем стояло, какое на них оснащение, сколько мачт, сколько пушек. Потом уже при докладе вахтенным офицерам можно было сказать, сколько там находятся людей команды и все остальное», ‒ объяснила художник Екатерина Кравцова.
Старинные ружья из музея Дальневосточного федерального университета показывают тяжесть солдатского труда, которому Верещагин посвятил столько картин. Интересно, что в начале карьеры он мечтал о героических полотнах, но увидев кровавую цену побед, стал настоящим обличителем войны.
«Вообще батальная живопись была придумана власть имущими, чтобы прославлять императора или главнокомандующего на белом коне на фоне развевающихся победных знамен. А Верещагин переосмыслил саму суть батального жанра. Война у Верещагина ‒ это кровь, предательство, страх, раны, гибель», ‒ подчеркнула Наталья Левданская.
«Лики Азии» ‒ ослепительное солнце и непонятные европейцу нравы. Более 20 лет Василий Верещагин был увлечен темой Востока. Его работы до сих пор интересны современным зрителям.