В Особняке Румянцева собрали редкие экземпляры советского официального искусства
В Петербурге, в Особняке Румянцева, собрали редкие экземпляры советского официального искусства. Сувенирный фарфор партийной элиты и портреты вождей, которые прежде видели только избранные. Жанна Скворцова − подробнее.
А как еще встречать первых гостей новой выставки в Особняке Румянцева, под стенами которого и дал свой первый революционный залп крейсер «Аврора»? Вдохновение в красных тонах. 130 произведений советского официального искусства.
Что ни экспонат, то большая редкость, например, фарфоровые шахматы − предмет зависти всех коллекционеров мира. В 20-х годах прошлого века стоили баснословно дорого и пролетариату были не по карману. Здесь же − неожиданные открытия. Кажется, что живописный портрет Кирова с широкими фактурными мазками, а если присмотреться − перья.
«Практически в каждом зале есть какие-то вещи, которые просто эксклюзивные. В Кировском зале − портрет Кирова из перьев разных птиц − подарок рабочих фабрики пух и перо», − рассказала куратор выставки Татьяна Тверье.
В центре экспозиции − пятиметровый портрет Ленина. Работа советского художника Исаака Бродского, причем зарисовки он делал с натуры в Смольном. Там же картина и хранилась 70 лет.
«Он же вся время был в Смольном, а там, вы знаете, специальное учреждение было, партийное руководство. Его могли видеть только те, кто был в Смольном», − объяснила руководитель филиала Особняк Румянцево Государственного музея истории Санкт-Петербурга Татьяна Шмакова.
Похожая судьба и у декоративного девятиметрового панно – «Октябрьская революция в Петрограде». Оно украшало советский зал Ленсовета, укрыв собой буржуазно-аристократический декор, который никак не соответствовал ленинскому плану «монументальной пропаганды».
Редкие экземпляры агит-фарфора – эти декоративные блюда дарили партийной элите как сувениры, портреты вождей и чудом сохранившиеся до наших дней гипсовые интерьерные памятники. Новая выставка – лишь часть большой программы к 100-летию Октябрьской революции