Выставка "Николай Акимов. Не только о театре" открывает новые грани именитого режиссера
Николай Акимов в историю отечественного театра вошёл, прежде всего, как режиссёр и сценограф, а также как человек, подаривший новую жизнь ленинградскому Театру Комедии. Именно при Акимове этот театр был признан одним из лучших в Союзе, а слово «Комедия» в его названии стало писаться с заглавной буквы. Но этим его наследие не исчерпывается. К 115-летию со дня рождения народного артиста Советского Союза в Бахрушинском музее открылась выставка под названием «Николай Акимов. Не только о театре». Большой раздел экспозиции отведён графическим работам мастера.
Ученик Мстислава Добужинского, Александра Яковлева и Василия Шухаева – Николай Акимов применял полученные от них знания в самых разных творческих областях. Был и педагогом, и сценографом. Противник бытового натуралистического театра, он по-своему осваивал пространство сцены.
«Он придумал колоссальную условность, абсолютную условность театра, которая была в то время невозможной, и вот эта условность сочеталась с абсолютной конкретностью. Его режиссерские придумки были театральными и условными, вот это сочетание давало эффект», – говорит сценограф Алла Коженкова.
«Гамлет» Шекспира был первым самостоятельным спектаклем, поставленным Акимовым как режиссером в 1932 году в Театре Вахтангова. Постановка обернулась скандалом. Режиссера обвинили в формализме, окрестив спектакль «ярким примером чуждого трального искусства».
Спустя десятилетия акимовского «Гамлета» определят как «политический детектив», назовут его одним из значимых событий в театральной Москве тридцатых годов.
«Знаменитая сцена после мышеловки, когда Гамлет устраивает некую провокацию. Клавдий встает и кричит: "Огня, огня". Была такая мизансцена. Он строго по диагонали бежит вниз, и развевается плащ красный, заполняет всю сцену», – описывает худрук Театра комедии имени Н. Акимова Татьяна Казакова.
Результатом тяги Акимова к комедийному жанру стало создание им в Ленинграде Театра Комедии – впоследствии, одного из лучших в Советском Союзе. Известный петербургский сценограф Марина Азизян – ученица Николая Акимова. Вспоминает, что Николай Павлович был человеком необыкновенно образованным, эрудированным. Знал и любил русскую и зарубежную классику. Самым значимым для него драматургом был Евгений Шварц. К подбору исполнителей подходил скрупулезно и трепетно.
«Он собирал типажи, – рассказывает сценограф Марина Азизян. – У него работал Севастьянов – огромного роста артист, Гошева, которая играла тень, у него работала крупная дама Зарубина, Филлипов, он собирал эти персонажи».
Наследие Акимова – не только театральное, но и художественное – более 800 портретов друзей и коллег: Товстоногова, Улановой, Райкина. На выставке можно увидеть портрет Сергея Михалкова, ранее никогда не выставлявшийся.
«Круг общения у него был колоссальный, – отмечает директор Музея Бахрушина Дмитрий Родионов. – Вокруг него был культурный центр в Петербурге, несмотря на то, что его творческая жизнь была не самая простая, потому что на другой стороне был Георгий Товстоногов, который к нему прохладно относился, но принимал его талант».
Создатель художественно-постановочного факультета – Николай Акимов оставил после себя целую плеяду учеников. Сегодня они составляют основу русской сценографической традиции.