Наум Клейман презентовал новую книгу "Эйзенштейн на бумаге"
"Эйзенштейн на бумаге" - так называется новая книга Наума Клеймана - монография о графических работах великого режиссёра. Ее презентация состоялась в книжном магазине при кинотеатре "Пионер". Дополнением стал показ двух раритетных фильмов Эйзенштейна и видео-эссе Клеймана. Подробности - у Ирины Разумовской.
Не к каждой книге предисловие пишет Мартин Скорсезе. Наум Клейман - бесконечно горд. Известный голливудский режиссер давно поддерживает работу по сохранению и восстановлению архивных шедевров. В этой книге - 500 ранее не публиковавшихся рисунков Сергея Эйзенштейна. Как их стилистика связана с поворотами судьбы, творчества и даже подсознанием великого классика - прослеживал в комментариях Наум Клейман - ведущий исследователь Эйзенштена.
"Для каждой эпохи мы взяли ключевую картинку или цикл и через него попытались понять закономерности данного этапа. "Царь вселенной" - о том, как он рисовал в своих детских тетрадях, "Дом, где разбиваются сердца" - рассказ о том, как он работал у Мейерхольда, его театральный дизайн, костюмы и декорации, следующий - "Мексиканский период"", - рассказал Наум Клейман.
Трагические переживания, выраженные в графике в его дневнике 30-х годов, рисунки к "Ивану Грозному" и последний цикл 47-го года. Графику Эйзенштейна выставляли крупнейшие музеи мира. Но она академическим канонам рисования не отвечает. Он рисовал, чтобы понять себя через эти рисунки. Наум Клейман называет их "самой свободной и спонтанной областью проявления Эйзеншитейна".
"Она не поясняет фильмы. Некоторые говорят: "Эйзенштейн рисовал все свои кадры, а потом снимал"- это неправда! Он рисовал мотив, который экранизировал - то, что он мыслил пластически. Его природа создала для кинематографа зрелищного", - отметил Наум Клейман.
После презентации книги в продолжение темы "Неизвестного Эйзенштейна" - показ видео-эссе с таким названием. Наум Клейман собрал в нём кадры и эпизоды, не вошедшие в ленту "Иван Грозный", но чудом сохраненные монтажером. Здесь выброшенный цензурой за мрачность пролог с детством царя, комическая сцена с придуманными фольклорными персонажами Фомой и Ерёмой, вырезанная самим режиссером, и эпизод из так и не доснятой третьей серии фильма.
Увидеть эту работу Клеймана целиком - редкая возможность. Она было сделана не для проката, а для специалистов и архивов.