В Татарстане найдена мастерская по обработке янтаря времён Золотой Орды
В ходе раскопок на Болгарском городище в Татарстане учёные Института археологии РАН обнаружили мастерскую по обработке янтаря конца XIII – начала XIV века, в которой работали выходцы из русских земель.
Эта находка подтверждает гипотезу о существовании в центральной части крупнейшего торгового и ремесленного центра Золотой Орды мастерской русских ремесленников и добавляет новые данные в историю Волжской Булгарии и средневековой Руси, отмечают специалисты.
"Мастерская существовала в период подъёма городской культуры Болгара после разрушительных событий, связанных с захватом Волжской Болгарии монголами. Находка подчёркивает международные связи Болгара и высокий уровень стабильных торговых отношений этого времени: ремесленники из русских земель, Нижнего Поволжья, Закавказья и других земель жили рядом, работали, торговали и получали материал для своих изделий из регионов, довольно далеко находящихся от Волжской Булгарии", — говорит руководитель раскопок научный сотрудник отдела средневековой археологии Института археологии РАН Денис Бадеев.
Ещё в 1989-1990 годах исследователи обнаружили на территории городища остатки монументальной постройки – здания городского базара середины XIV века. Последующие раскопки выявили его планировку. Оказалось, что базар, который был разрушен не позже 70-х годов XIV века (вероятно, в результате вооружённого конфликта), возник в ремесленном районе города. Здесь располагались усадьбы мастеров, которые специализировались на обработке цветных металлов, производстве бус и перстней из стекла, изделий из кости и рога.
В 2018 году на одной из усадеб были обнаружены предметы, указывающие на существование ювелирной мастерской, в которой изготавливали предметы из янтаря. Археологи нашли около 0,7 килограмма янтаря-сырца, обрезки янтаря, заготовки и сами изделия, среди которых больше всего было бус битрапецоидного сечения и подвесок с ромбическим завершением. Также мастерская занималась производством прямоугольных вставок, цилиндрических и дисковидных бус, каплевидных подвесок.
Специалисты поясняют: доказательством того, что здесь находилась именно мастерская, а не торговая лавка или склад, служат не только найденные отходы и заготовки, но и ремесленный инструментарий — нож с изогнутой спинкой, небольшое долотце, напильник квадратного сечения, шилья, иглы.
Здесь же была найдена серебряная монетовидная подвеска, которая представляет собой копию золотого динара середины XIII века.
Находящиеся в этом же слое золотоордынские монеты второй половины XIII века, а также полное отсутствие монет периода правления хана Узбека говорят о том, что мастерская существовала в период конца XIII — начала XIV века.
"Когда находят какие-то интересные артефакты, появляется соблазн решить, что их изготавливали именно в этом месте. Но доказать это сложно, если нет сырья, заготовок, инструментов и брака. Мы нашли свидетельства всего производственного процесса", — уточняет Денис Бадеев.
Пока экспертам трудно сказать, откуда мастера Болгара получали янтарь-сырец. Его могли привозить из двух центров добычи: Прибалтики или Приднепровья. Чтобы получить более точные данные, исследователи планируют изучить химический состав найденных образцов методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии. Анализ микропримесей позволит выявить место происхождения сырья: известно, что низкое содержание серы соответствует балтийскому янтарю.
Учёные полагают, что в мастерской трудились выходцы из русских земель, поскольку на её месте были обнаружены характерные красноглиняные и белоглиняные горшки. Причём на одном из черепков сохранилась процарапанная по сырой глине кириллическая буква "А". Также здесь были найдены каменные и бронзовые нательные кресты, а среди кухонных остатков — свиные кости.
"Пока не очень понятно, была ли вся "русская керамика" привозной. Возле Болгара есть только красножгущиеся глины, и, если красноглиняную керамику могли изготавливать где-то недалеко, то керамика из белой глины, видимо, была привозная. Получается, горшки везли откуда-то с Руси, например, из-под Твери. Что могли перевозить в горшках, сейчас трудно предположить. Возможно, они "пришли" в Болгар вместе с русскими мастерами по обработке янтаря, — рассуждает Бадеев.
Примечательно и другое. Изучив расположение усадеб и определив их "хозяев", специалисты пришли к выводу, что на стыке XIII – XIV веков население Болгара состояло из разных этнических групп, при этом проживать они могли в одном районе.
"Мы привыкли считать, что для таких городов существовали кварталы, где проживали компактно те или иные группы населения, разделяясь по религиозному признаку: в одном квартале — мусульмане, в другом — христиане, в третьем — ещё кто-то. Раскопки в Болгаре оставляют впечатление, что в этом периоде времени такого разделения не было, и население жило смешанно. Лишь позже христианское население было переселено на окраины города", — утверждает Денис Бадеев.
Было установлено, что на исследуемом участке соседями русских ремесленников были выходцы из Закавказья. На это указывает тип отопительного сооружения — тандыр (как отмечают исследователи, устройство дома закреплено в рамках традиции и передаётся только носителям конкретной культуры). Другими соседями могли быть выходцы из Нижнего Поволжья: судя по обнаруженным предметам, они занимались изготовлением бус и перстней из стекла. По химическому составу стеклянные украшения из Болгара схожи с изделиями, которые производили в городских центрах Нижней Волги.
Напомним, что ранее учёные из Института археологии РАН обнаружили в Ростовской области нетронутое погребение знатной сарматки с золотыми украшениями.