8 августа 2019, 09:08 8 августа 2019, 10:08 8 августа 2019, 11:08 8 августа 2019, 12:08 8 августа 2019, 13:08 8 августа 2019, 14:08 8 августа 2019, 15:08 8 августа 2019, 16:08 8 августа 2019, 17:08 8 августа 2019, 18:08 8 августа 2019, 19:08
  • Юлия Воробьева

В гонке за рабочие места большинство людей предпочли бы проиграть роботам, а не другим людям

  • Люди признались, что увольнение "в пользу" робота вызовет у них меньше негативных эмоций, чем замена другим человеком.
    Люди признались, что увольнение "в пользу" робота вызовет у них меньше негативных эмоций, чем замена другим человеком.
Немецкие учёные выяснили, что для современных людей тяжесть психологической травмы, нанесённой фразой "вы уволены", может зависеть от того, кто займёт освободившееся рабочее место.

Для многих людей потеря работы становится настоящим ударом. Однако тяжесть психологической травмы, нанесённой фразой "вы уволены", может зависеть от того, кто займёт освободившееся рабочее место – человек или машина. Такой вывод сделали учёные из Мюнхенского технического университета.

В ходе новой работы они провели ряд опросов.

В первом приняли участие 300 человек. Их попросили представить, что компании, в которой они работают, предстоит уволить сотрудника и заменить его либо роботом, либо другим человеком. Вопрос состоял в том, кем бы добровольцы предпочли заменить уволенного коллегу. 62% выбрали другого человека.

Но когда участников попросили представить, что в той же ситуации оказались они сами, лишь 37% предпочли, чтобы их заменил другой человек, а не робот.

В другом исследовании принял участие 251 человек. Их попросили оценить степень негативных эмоций (таких как грусть, гнев или разочарование) в тех же ситуациях.

Респонденты признались: когда речь шла о замене других людей роботами, они испытывали более сильные негативные эмоции, чем в том случае, когда речь шла об их собственном увольнении "в пользу" машины.

Специалисты полагают, что такие ответы связаны с восприятием роботов людьми. Если человека лишают рабочего места и отдают его другому человеку, это наносит удар по самооценке первого: он начинает сомневаться в собственной компетентности. Между тем машины, лишённые личности, вызывают меньше эмоциональных реакций, поскольку речь не идёт о так называемом социальном сравнении.

Это предположение подтверждают ответы людей на вопрос, какая замена (человеком или машиной) в большей степени заставит их сомневаться в собственной профпригодности.

В ещё одном опросе приняли участие 296 человек, работающих на предприятиях обрабатывающей промышленности. Треть респондентов высказали мнение, что уже в ближайшем будущем их могут заменить машинами. И большинство этих работников также сообщили, что предпочли бы быть заменёнными именно роботами, а не другими людьми.

Собственно, та самая треть работников недалека от истины: согласно разным подсчётам, уже в ближайшем будущем (в считанные десятилетия и даже годы) миллионы людей могут лишиться своих рабочих мест. А кому-то – и таких тоже немало – придётся подстраиваться под автоматизацию многих процессов и сотрудничать с машинами.

Второй вариант, конечно, более предпочтителен, поскольку речь не идёт об увольнении. Напротив, современные технологии могут облегчить работу людей во многих сферах, считают исследователи. К примеру, ещё несколько десятилетий назад кассирам банков приходилось работать с большим количеством наличных и проводить операции, о которых теперь может позаботиться банкомат. Тем не менее люди продолжают работать в банках и сегодня: помогают клиентам "наладить общение" с машинами и выполняют операции онлайн.

А вот низкоквалифицированным работникам (например, сотрудникам складов, курьерам и водителям), вероятно, повезёт меньше: в некоторых сферах речь может идти о полном роботозамещении, считают авторы исследования.

Они также уверены, что государствам и предприятиям необходимо учитывать потенциальные психологические последствия массового трудового роботозамещения и разрабатывать программы поддержки – не только материальной, но и психологической – для тех людей, которые в будущем лишатся рабочих мест.

Подробнее с работой немецких учёных можно ознакомиться в статье, опубликованной в журнале Nature Human Behaviour.

Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, почему людям не стоит бояться конкуренции с машинами.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация