16 октября 2019, 08:30 16 октября 2019, 09:30 16 октября 2019, 10:30 16 октября 2019, 11:30 16 октября 2019, 12:30 16 октября 2019, 13:30 16 октября 2019, 14:30 16 октября 2019, 15:30 16 октября 2019, 16:30 16 октября 2019, 17:30 16 октября 2019, 18:30

Новая Третьяковка приглашает на выставку работ Василия Поленова

  • Картинка
  • Новая Третьяковка приглашает на выставку работ Василия Поленова
  • Картинка
    Новая Третьяковка приглашает на выставку работ Василия Поленова
  • Новая Третьяковка приглашает на выставку работ Василия Поленова
В Новой Третьяковке открывается ретроспектива Василия Поленова к 175-летию со дня рождения мастера. В экспозицию включены более 180 работ - это пейзажи, портреты, полотна исторической тематики и «евангельская серия».

В Новой Третьяковке открывается ретроспектива Василия Поленова к 175-летию со дня рождения мастера. В экспозицию включены более 180 работ - это пейзажи, портреты, полотна исторической тематики и «евангельская серия».

Первый вариант «Раннего снега» в 1955 году Екатерина Фурцева подарила делегации французского театра «Комеди Франсез». Картина находится там до сих пор, украшает стены дирекции театра. А этот вариант - один из восьми авторских копий - находится в собрании Третьяковской галереи уже 30 лет. Но здесь картины не только из коллекции Третьяковки, ради этой выставки объединились 14 музеев и 4 частных собрания. Первое, что видит зритель - «Московский дворик» - самую известную работу Василия Поленова.

«Когда будете стоять перед "Московским двориком", обратите внимание на дико орущего, посаженного на травку ребенка в центре этого полотна. Я никогда в жизни, а сколько раз я стояла перед "Московским двориком", не обращала внимание на этого ребенка», - рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

С «Московского дворика» в русское искусство вошло понятие «пленэризм». Как вспоминал художник, этот вид он написал сразу, как только увидел из окна квартиры, которую пришел снимать. Этюд тоже есть на выставке - немного другой ракурс и пока еще ни одного человека на холсте. А за несколько лет до этого Василий Поленов путешествовал по Европе. Увлекшись французским искусством, готовил картины для знаменитых салонов. Как, например, «Право господина» - исторический сюжет про право первой брачной ночи, которым пользовались многие монсеньоры.

«Тут соединились и его интерес к истории, и его интерес к истории права. Конечно же, это уже время развития первых ростков эмансипации и в Европе, и в России. И у самого Поленова были сестры», - пояснила заместитель директора Государственной Третьяковской галереи Татьяна Карпова.

Черты лица сестры-близнеца художника можно рассмотреть на картине «Больная». Никогда больше Василий Поленов не обращался к этой мрачной теме, навеянной чередой утрат. Делом своей жизни считал цикл «Из жизни Христа». Чтобы добиться максимальной достоверности, Поленов два раза ездил в Палестину, делал зарисовки с натуры, изучал пейзажи. Почти 40 лет он работал над этой серией картин.

Вокруг имени Поленова ходит много легенд, и одна из них - как раз про цикл «Из жизни Христа». В 1912 году все эти полотна должны были отправиться в Америку. Кораблем. Но подготовка картин затянулась, и на корабль они не попали. Что к лучшему. Ведь назывался он «Титаник». В одном из интервью внук Поленова сказал, что работа «Христос и грешница» сейчас тоже могла бы покоиться на дне Атлантического океана. В Москву это полотно попало впервые за 130 лет, оно из собрания Русского музея, из Петербурга картину вывозили только раз, во время эвакуации в годы Великой Отечественной. Кстати, работу эту купил Александр III - заплатил 30 тысяч рублей, что в перерасчете на сегодняшние деньги - примерно 30 миллионов. На эти средства Поленов купил участок земли на верхней Оке, где по его же проекту был построен большой дом.

Анна Галинская

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация