22 декабря 2019, 11:10 22 декабря 2019, 12:10 22 декабря 2019, 13:10 22 декабря 2019, 14:10 22 декабря 2019, 15:10 22 декабря 2019, 16:10 22 декабря 2019, 17:10 22 декабря 2019, 18:10 22 декабря 2019, 19:10 22 декабря 2019, 20:10 22 декабря 2019, 21:10

Анна Шаповалова: «Теперь я знаю, что такое эксперименты на сцене»

  • Анна Шаповалова: «Теперь я знаю, что такое эксперименты на сцене»
Победитель шестого сезона проекта «Большой оперы» сопрано Анна Шаповалова — о том, как ей, человеку из провинции, удалось попасть в мир театра, в телепроект «Большая опера», что было сложного на съемках и её понимании успеха – человеческого и творческого.


На нашем канале завершился конкурсный марафон «Большой оперы». Победителем шестого сезона проекта стала сопрано Анна Шаповалова. Яркая, харизматичная и в то же время открытая и доброжелательная, она с первых же выпусков завоевала симпатии жюри и зрителей. Поздравив Анну с победой, мы хотели сделать с ней интервью – задавать вопросы, слушать ответы… Но получилось так, что вопросы не особенно понадобились. Певица сама искренно рассказывала о том, как ей, человеку из провинции, удалось попасть в мир театра, а потом и в телепроект «Большая опера», что было сложного на съемках и её понимании успеха – человеческого и творческого.


Начало пути

Я родилась и все детство прожила в маленьком селе в Ростовской области. Моя семья не имела никакого отношения к музыке, родители — очень простые люди. До того момента, как я стала выступать на сцене в Ростове, они и в театре-то никогда не были. Но мой папа любил классическую музыку. В доме часто звучала популярная классика, военные песни. Он говорил: «Я просто люблю красивые голоса. Когда я их слышу, будто в них растворяюсь». В нашей деревне была музыкальная школа. И папа отвел меня туда, уже достаточно взрослую — мне было 11 или даже 12 лет.

Я быстро стала солисткой хора, начала побеждать в городских, потом в районных конкурсах. Уже тогда преподаватели меня хвалили. Но я не собиралась становиться певицей. Что такое глубинка, вы представляете? Огород, курочки, калоши. Какая сцена, какие наряды — мне это и в голову не приходило!

Папа настоял на том, чтобы я продолжила учебу в музыкальном колледже. Он говорил, что быть учителем музыки — это престижная профессия для женщины. Что менеджеров и экономистов полно, и им сложно найти работу. Уже с третьего курса колледжа я стала работать в той же музыкальной школе, в которой училась. Мне было 17 лет, и быть учительницей, работать с детьми, мне безумно нравилось.


Анна в роли Жанны Д'Арк в Ростовском музыкальном театре. Фото из личного архива певицы

Во время сдачи выпускных экзаменов меня заметила преподаватель из консерватории и предложила поступать. Я не планировала консерваторию, но высшее образование было необходимо — от этого зависела категория, а, следовательно, и зарплата в школе. Поступила я легко, учиться мне нравилось, правда, физически это было тяжелое для меня время. Консерватория в Ростове, а жила и работала в своем селе. Вставала рано утром, ехала на пары, днем обратно домой — на работу в школу, а вечером снова могли быть занятия в Ростове. Дорога в одну только сторону занимала 2-3 часа. Так я и моталась пять лет. Но я была счастлива — у меня сложилось взаимопонимание с учениками в школе, с педагогами в консерватории. И полное удовлетворение от своей жизни. Тогда мне казалось, что быть учителем — вот мое призвание.

После консерватории меня пригласили в Ростовский музыкальный театр на прослушивания и сразу взяли на роль Татьяны Лариной. Это моя первая профессиональная роль в театре.


Отборочный тур

Я увидела по «Культуре» анонс с приглашением на прослушивание. Отправила видео, прошла первый отбор. Пригласили в Москву на живые прослушивания. Помню, что очень волновалась: конкурс был назначен на 7 число, а 6-го у меня был спектакль в Ростовском театре. Жанна Д’Арк Верди — сложнейшая роль, после которой я уснуть обычно не могу, а тут мне надо ночью лететь в Москву, чтобы утром выступать перед жюри!

Пока слушала других участников, сильно переживала. Дмитрий Александрович Бертман дотошно опрашивал каждого: понимает ли человек, о чем он поет? Какие эмоции он должен сыграть? Что чувствует здесь его герой? У меня от волнения тряслось всё, я не помню, как вышла на сцену, как спела. Но по окончанию Дмитрий Александрович сказал, обращаясь ко всем членам жюри: «Ну, тут все понятно, у кого-то есть вопросы?»
Вопросов ни у кого не было. Меня взяли в проект.


Большая опера

Честно, не думала, что пройду в число участников. И когда мне позвонили, это была невероятная смесь чувств. С одной стороны, большая радость. И страх: как я, артистка из провинции, буду выглядеть на фоне всех остальных? И гордость — теперь можно заявить о себе, что есть в Ростове такая Шаповалова!

Было, конечно, не всегда просто. Когда я шла на проект, мне задали вопрос: согласна ли я на эксперименты. Этот вопрос меня даже в какой-то степени напугал — я не знала, что такое эксперимент на сцене. Теперь знаю (смеется).

Сложно было говорить на камеру. Не петь, а разговаривать. После номера тяжело общаться с жюри и с ведущими, отвечать на вопросы, я сильно волновалась — наверное, это все заметили? Но могу сказать честно: когда я выступала, старалась всегда быть самой собой. Я не люблю пафос, наигранность. И мне даже многие писали: почему вы ведете себя так просто, надо себя любить и ценить! Но это же не значит, что я себя не ценю. Я — простой человек и мы все люди. Для меня важно, чтобы зритель воспринимал меня такой, какая я есть на самом деле.

Да, все номера и костюмы были продуманы и срежиссированы заранее, но у меня случались и экспромты. Например, в шестом туре, посвященном Бомарше, я пела арию графини. Я вела себя там по-другому, не так, как мы репетировали заранее. Меня просто понесло, и я действовала, исходя из тех эмоций, которые возникли уже в момент выступления. Режиссеры и операторы этого не ожидали, но в результате все получилось очень круто. Режиссер потом меня похвалил и сказал, что как будто мы с ним всю жизнь репетировали — так удачно я «поймала» нужную волну.

Были и тяжелые моменты. Например, после арии Тоски, когда жюри не дали мне два голоса. По их мнению, Тоска должна быть другая, не такая, как я ее представила. Хотя я чувствовала ее именно так, как сыграла — исходя из мизансцен, костюмов. Возможно, для зрителей я была неубедительна, но когда я спела, я себе поверила. Однако жюри — профессиональные люди, и это те специалисты, которым мы обязаны доверять. Это был очень хороший и полезный опыт для меня.


Финал

Победа стала полной неожиданностью: я же не проходила по голосам. Принимала поздравления, как в тумане. Но вы знаете, все волнения и страхи — они всегда были только до выступления или после него. Когда я уже на сцене, уже пою — нет никакой неуверенности, я — настоящая, я полностью растворяюсь в музыке.

У меня до «Большой оперы» уже был хороший опыт: я играю в Ростовском музыкальном театре, я также приглашенная солистка Венгерской оперы. Но именно на этом проекте я осознала несколько моментов, важных для актрисы. Мой преподаватель всегда говорила: на сцене вы должны петь так, как будто выступаете в последний раз. Для меня это были какие-то общие слова, я не понимала их. И когда Екатерина Семенчук сказала, что мы должны не играть на сцене, а проживать это, — ее слова подтолкнули меня к пониманию. Я почувствовала, как это — петь как в последний раз. И я так и пела. Не потому, что в каждом туре была вероятность, что ты выйдешь из проекта, а потому что я действительно с трепетом отношусь и к своей профессии, и к зрителям.


Жизнь после

Я привезла статуэтку домой, отдала папе и сказала, что это и его награда тоже, он это заслужил. И все мои награды стоят не в моем доме, а у родителей. Они столько в меня вкладывали, это их полная заслуга.

Конечно, после «Большой оперы» жизнь разделилась на «до» и «после». Победа в финале — это грандиозное событие. «Большая опера» — это такой трамплин, который мне помог поверить в себя. Из отзывов, советов жюри я вынесла столько ценного! Теперь, выходя на сцену, я буду совсем другой. Не могу пока объяснить конкретнее, но точно знаю, что теперь буду по-другому подходить к себе, как к творческой личности, и к произведениям, которые исполняю.


О будущей карьере

Сейчас я в Ростове, в своем театре. Я буду выступать в Москве на гала-концерте участников «Большой оперы» 27 декабря. Театр «Геликон-опера» предложил мне сотрудничество — это очень ценно и приятно. Мне много пишут — слова поддержки, комплименты — я стараюсь всем отвечать и благодарить. Не думаю, что буду страдать от звездной болезни. Проект дал мне хороший толчок для моего творческого и личного развития, и зазвездиться от этого было бы неправильно.

Когда зритель видит меня вживую, чувствует мою энергетику и отвечает мне из зала овациями, тогда я понимаю, что нравлюсь и это все не просто так. Слово «звезда» я не люблю — мы все из плоти и крови. Я верю в то, что талант и работоспособность вкупе с любовью к зрителю — вот что приносит успех. Как сказала когда-то Мария Каллас: «Служение искусству — тяжелый труд и в начале, и в середине, и в конце».
И я готова трудиться.


Беседовала Дженнет Арльт

Фото: Вадим Шульц

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация