27 августа 2020, 08:00 27 августа 2020, 09:00 27 августа 2020, 10:00 27 августа 2020, 11:00 27 августа 2020, 12:00 27 августа 2020, 13:00 27 августа 2020, 14:00 27 августа 2020, 15:00 27 августа 2020, 16:00 27 августа 2020, 17:00 27 августа 2020, 18:00

Богдан Ступка: принцип украинского самурая

  • Богдан Ступка: принцип украинского самурая
  • Богдан Ступка: принцип украинского самурая
  • Богдан Ступка: принцип украинского самурая
  • Богдан Ступка: принцип украинского самурая
  • Кадр из фильма "Тарас Бульба"
    Кадр из фильма "Тарас Бульба"
  • Богдан Ступка: принцип украинского самурая
  • Богдан Ступка: принцип украинского самурая
  • Богдан Ступка: принцип украинского самурая
  • Богдан Ступка: принцип украинского самурая
  • Богдан Ступка: принцип украинского самурая
  • Богдан Ступка: принцип украинского самурая
  • Богдан Ступка: принцип украинского самурая
  • Кадр из фильма "Тарас Бульба"
    Кадр из фильма "Тарас Бульба"
  • Богдан Ступка: принцип украинского самурая
  • Богдан Ступка: принцип украинского самурая
  • Богдан Ступка: принцип украинского самурая
Однажды Акира Куросава сказал про Богдана Ступку: "Этот актер сможет играть и короля, и шута – роли сами будут находить его". После яркого дебюта в фильме "Белая птица с черной отметиной", получившем Гран-при Московского кинофестиваля в 1971 году, об артисте с вулканическим темпераментом и безбрежным диапазоном заговорили в театре и кино. 27 августа Богдану Ступке могло бы исполниться 79 лет. В нашей сегодняшней подборке – фильмы канала "Россия 1" с его участием.

Однажды японский режиссер Акира Куросава сказал про Богдана Ступку: "Этот актер сможет играть и короля, и шута – роли сами будут находить его". После яркого дебюта в фильме "Белая птица с черной отметиной", который в 1971 году получил главный приз Московского кинофестиваля, об артисте с вулканическим темпераментом и безбрежным диапазоном заговорили в театре и кино. 27 августа Богдану Ступке могло бы исполниться 79 лет. В нашей сегодняшней подборке – фильмы канала "Россия 1" с его участием.

Он и мечтать не мог о таком успехе – чтобы попробоваться в одном из эпизодов этой картины Ступка специально приехал из родного Львова в Киев, на киностудию имени Довженко. Он вернулся домой ни с чем, и вдруг – звонок: его назначили на главную роль, в которой изначально планировали снимать знаменитого Ивана Миколайчука. Но актер, ранее воплотивший на экране образ украинского героя Тараса Шевченко, не имел права браться за отрицательного персонажа, и тогда авторам приглянулся молодой талант. Он блестяще справился с ролью Ореста Звонаря, однако судьба картины повисла на волоске. Компартия Украины запретила фильм, но режиссер Юрий Ильенко в обход местных партийных органов решился отправить копию на Московский кинофестиваль. В итоге лента получила Гран-при, мировой прокат и международную известность.

Новых звездных киноролей Ступка дожидался долгие годы, зато в театре царило настоящее пиршество образов: Софокл, Шекспир, Гете... Именно на сцене актер приобрел истинный масштаб и сформулировал главный творческий принцип: бескомпромиссная и полная самоотдача. "В работе я максималист", – говорил он. Даже с возрастом, когда можно было сыграть за счет актерской техники и профессиональных приемов, он по-прежнему работал на износ и каждый раз находил в спектаклях свежие краски.

Одной из актерских вершин Богдана Ступки на экране стала роль Тараса Бульбы в экранизации знаменитой повести Гоголя. Сегодня в это трудно поверить, но актер поначалу сомневался: он не видел в себе былинного гоголевского казака. "Я никогда не думал, что кто-то меня пригласит на эту роль. И не мечтал я, говорил, что я не Тарас Бульба", – признавался он. Но режиссер Владимир Бортко был уверен: этому актеру подвластно все. После долгих уговоров Ступка согласился, но с условием – он будет лепить образ украинского самурая. Партнеры по фильму – Ада Роговцева, Владимир Вдовиченков, Игорь Петренко – тогда в один голос говорили о поразительной магнетической силе, исходящей от Богдана Ступки, без которой было бы невозможно сыграть трагедию отца, оказавшегося перед страшным выбором.

Он прошел путь от стиляги до народного артиста СССР, от директора театра до министра культуры. В документальном фильме "Украинский самурай. Принцип Ступки" известный своей закрытостью Богдан Ступка делится историей отношений с женой Ларисой, а сын Остап и внук Дмитрий, продолжившие актерскую династию, рассказывают о совместной работе на сцене и съемочной площадке. В картине также принимают участие Владимир Бортко, Тигран Кеосаян, Валерий Фокин и Игорь Петренко.

Партнеры и режиссеры всегда отмечали особенный, всепроникающий взгляд Богдана Ступки. А ведь в ранней молодости он едва не потерял этот важный актерский инструмент – взгляд. Во время службы в армии у Ступки случился острый паралич лицевого нерва, и тогда военные врачи сделали невозможное, чтобы сохранить зрение будущему актеру. Он всегда жил по-самурайски и не знал, что может быть иначе. Родившись в августе 1941 года, Ступка видел ужасы войны своими глазами. Его родители тогда чудом уцелели: отец был известным оперным певцом, мать ради семьи отказалась от сцены. Ступка всегда утверждал, что выбрал профессию именно благодаря ей, и всякий раз на съемках военных фильмов возвращался к жутким воспоминаниям детства.

Так было и во время работы над многосерийной лентой "Вчера закончилась война", события которой разворачиваются весной 1945 года, когда до Победы остаются считанные дни. Люди все еще с замиранием сердца слушают голос Левитана и оплакивают тех, на кого продолжают приходить похоронки. И все же, несмотря ни на что, нужно жить дальше, выходить в поле, пахать и сеять. В деревне Марьино все идет своим чередом, но неожиданно туда приезжает Катерина – молодая амбициозная коммунистка, которая по заданию партии должна возглавить колхоз. Жизнь в деревне и встреча с братом погибшего председателя Федором Конюховым (Богдан Ступка) превратит неопытную идеалистку в железную леди, которая и врага победит, и хозяйство восстановит.

В своих героях Богдан Ступка предпочитал раскрывать человеческую драму, но очень часто они так и оставались неразгаданными до конца. В фильме "Три полуграции" по роману Екатерины Вильмонт "Три полуграции, или Немного о любви в конце тысячелетия" он играет одинокого дедушку Вадима Сергеевича, который после гибели сына с невесткой и скоропостижного ухода жены сам воспитывает внука. Во время отдыха на Кипре мальчик знакомит его с роковой красавицей Алисой (Алена Хмельницкая), которая когда-то защитила его от хулиганов. Однажды гадалка напророчила Алисе и двум ее подругам кардинальные изменения в жизни, и кажется, с появлением Вадима Сергеевича действительно начинается новый этап в ее судьбе.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация