Самую большую картину Василия Верещагина отреставрировали в Индии
В Индии отреставрировали картину Василия Верещагина «Въезд принца Уэльского в Джайпур». Грандиозное полотно хранится в Калькутте. Репортаж Василия Мельникова.
Более четверти века с момента, когда Мемориал Виктории в Калькутте закрылся на реконструкцию, это малоизвестное, но крупногабаритное полотно российского баталиста и живописца Василия Верещагина было скрыто от глаз публики.
«Въезд принца Уэльского в Джайпур» ‒ самая большая из картин. Общая площадь ‒ около 40 квадратных метров. Все эти годы она хранилась в специальном деревянном коробе, прежде чем группа из 10 реставраторов сантиметр за сантиметром вернули потускневшему полотну его былое сияние и величие.
«Кроме размера, уникальность этой работы в том, что автор не покрыл картину лаком. Многие части облупились, некоторые потемнели. Нам также пришлось восстанавливать оригинальную позолоченную раму, которая была изготовлена специально для этого полотна», ‒ рассказал руководитель реставрационной группы Мемориала Виктории Дибакар Кармакар.
Российские коллеги-музейщики из Третьяковки не раз предлагали индийским реставратором помощь в восстановлении картины. Но те каждый раз отказывались. В итоге уникальную реставрационную операцию калькуттские мастера выполнили самостоятельно. На все работы ушло более года. «Въезд в Джайпур» ‒ триумф английского владычества над Индией. Принц Уэльский является в покоренную страну как вице-король. К нему наклонился сидящий рядом индийский махараджа Джайпура ‒ княжества, которое в те времена называли сердцем и нервом Индии.
Сегодня это место называется Чоти Чаупар. В 1876 русский художник Василий Васильевич Верещагин наблюдал процессию откуда-то с этого места. Вот узнаваемая шикхара ‒ башенка над храмом, а вот этот резной балкон. Сама процессия направлялась в замок махараджи Джайпура.
Работу над этой монументальной картиной Верещагин завершил уже вернувшись из Индии в Санкт-Петербург. Дальнейшая ее судьба полна мифов. По одной из версий, музею Виктории в Калькутте полотно подарил сам махараджа Джайпура.
«Долгое время картина находилась в частной коллекции в США, возможно, она была продана Верещагиным во время его выставки в Америке. Затем ее выкупил махараджа Джайпура и переправил в Индию. В наш музей в Калькутте она попала в начале XX века», ‒ говорит директор Мемориала Виктории Джаянта Сенгупта.
Две поездки Верещагина Индию вылились в непревзойденную «Индийскую серию», в которой не только Россия, вся Европа впервые увидела загадочную страну во всем ее пестром многообразии.
«Верещагин ‒ это как фигура, которая связывает наши два народа. То есть люди узнают об Индии через Верещагина. И наоборот», ‒ отметил генеральный консул РФ в Калькутте Алексей Идамкин.
Несправедливо было называть «Индийскую серию» Верещагина гимном британского колониального правления. Его знаменитая картина «Подавление индийского восстания англичанами», оказалась настолько неудобна для британских властей, что почти сразу после написания в 1884 году через подставных лиц была выкуплена и уничтожена.
Дмитрий Мельников