Археология и история 17 ноября 2021, 12:12 17 ноября 2021, 13:12 17 ноября 2021, 14:12 17 ноября 2021, 15:12 17 ноября 2021, 16:12 17 ноября 2021, 17:12 17 ноября 2021, 18:12 17 ноября 2021, 19:12 17 ноября 2021, 20:12 17 ноября 2021, 21:12 17 ноября 2021, 22:12

Древнеегипетский храм женщины-фараона раскрыл секреты мастеров 15 века до нашей эры

Шедевр древнеегипетской архитектуры изучают много веков. Исследовательница из Варшавы и её коллеги провели огромную научную работу и выяснили, как создавались рельефы внутри заупокойного храма женщины-фараона Хатшепсут.

Шедевр древнеегипетской архитектуры — Заупокойный храм женщины-фараона Хатшепсут в Дэйр-эль-Бахри — изучают много веков. Исследовательница из Варшавы провела огромную научную работу и выяснила, как создавались рельефы внутри Часовни (капеллы) Хатшепсут. Работа мастеров 15 века до нашей эры поражает сложным подходом.

Доктор Анастасия Ступко-Любчинская (Anastasiia Stupko-Lubczynska) из Варшавского университета также смогла определить, какие художники создавали те или иные части рельефа, как обучались ученики мастеров и многое другое.

Часовня Хатшепсут — это самое большое помещение внутри Заупокойного храма (не стоит путать с отдельно стоящей "Красной часовней Хатшепсут ", или Chapelle Rouge).

Помещение посвящено загробной жизни Хатшепсут. Оно было построено из блоков известняка и украшено рельефными изображениями. На его боковые (северная и южная) стены размером 13,26 метра в длину и 3,78 метра в высоту древними мастерами были нанесены изображения так называемых сцен подношений.

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Фото с сайта orangesmile.com.

Напомним, что Хатшепсут после смерти фараона Тутмоса II была назначена регентшей при малолетнем фараоне Тутмосе III (приходилась ему мачехой). Однако в итоге Хатшепсут пробыла у власти в течение 21 года: с 1489 (1479) года до нашей эры до 1468 (1458) года до нашей эры.

В честь Хатшепсут на протяжении нескольких лет правления царицы возводился храм размерами 273 на 105 метров.

Однако взошедший на престол после её смерти Тутмос III повелел разрушить архитектурный комплекс, все изображения и алтари мачехи. Часть элементов Храма была закопана в землю, а некоторые материалы затем использовались для строительства новых сооружений. Лишь спустя века учёные смогли восстановить поражающий воображение архитектурный памятник древности.

Доктор Анастасия Ступко-Любчинская на протяжении многих лет изучает наследие Хатшепсут. На этот раз она исследовала многометровые рельефы из Часовни Хатшепсут.

Уникальная научная работа позволила превратить двумерное искусство в трёхмерный портрет того времени и помогла понять, как создавались древнеегипетские произведения искусства.

Строительные леса, возведённые для перенесения изображения на плёнку, и доктор Анастасия Ступко-Любчинская в процессе работы. Фото Aleksandra Hallmann.

Как рассказывает Ступко-Любчинская, к поверхности стен учёные прикрепляли листы пластиковой плёнки. Затем на них вручную наносились контуры изображений со стен. Затем листы сканировали и обрабатывали как векторную графику. Эта работа велась с 2006 по 2013 год.

"Я не могла перестать думать о том, что наша команда […] копирует действия тех людей, которые создавали эти изображения 3500 лет назад. Как и мы, древние скульпторы сидели на строительных лесах, болтали и работали вместе", – отмечает польская исследовательница.

Мягкий известняк часовни сохранил следы различных резьбовых работ, от подготовки поверхности стены до последних штрихов мастера-скульптора.

Как выяснили учёные, процесс создания рельефов состоял из семи шагов:

  1. Выравнивание стены и заштукатуривание дефектов камня и стыков между блоками.
  2. Разделение поверхности стены на участки и нанесение на них сетки квадратов.
  3. Предварительный эскиз, скопированный с заранее подготовленного рисунка, рисуется красной краской.
  4. Исправление эскиза мастером-художником, который также добавляет детали чёрной краской.
  5. Наносится иероглифический текст, сопровождающий изображения.
  6. Скульпторы приступают к работе по чёрным линиям.
  7. Готовая рельефная поверхность выбеливается и окрашивается.

Учёные не просто так оцифровывали изображения на рельефах. С помощью компьютера они хотели выяснить, чьей руке принадлежит та или иная работа.

Понятно, что мы никогда не узнаем имена древних мастеров: работы не подписывались и намеренно унифицировались. Но малейшие детали, которые не увидит человеческий глаз, заметит искусственный интеллект. Компьютерные алгоритмы порой позволяют отличить работу одного древнего мастера от работы другого (подобные результаты удалось получить исследователям свитков Мёртвого моря).

Однако понять, кто стоял за впечатляющим произведением искусства, в данном случае не удалось. Единственное, что выяснили учёные: над рельефами работали разные группы художников и скульпторов (разные "бригады").

"Изучая следы, оставленные в камне древними долотами, мы нашли несколько нематериальных явлений, которые обычно не оставляют свидетельств в археологических записях", – говорит Ступко-Любчинская.

Например, учёные поняли, какие части изображения были созданы учениками или людьми с меньшими навыками, а какие — мастерами своего дела.

Как и в мастерских эпохи Возрождения, люди без обширного опыта работали над несложными частями изображения, такими как торс, руки и ноги подносителей даров. В то же время более опытные художники рисовали сложные лица и исправляли ошибки учеников.

Парики двух подносителей даров, расположенных по соседству, выполнены разными людьми: мастером (справа) и учеником. Фото M. Jawornicki.

При этом и мастера, и ученики работали над париками, так как их создание отнимало очень много времени. Это также давало более опытным художникам возможность научить других. Так, в одной части рельефа археологи обнаружили свидетельства того, что мастер начал прорисовку парика, а ученик попытался закончить начатое согласно предложенному мастером стандарту.

"В одном месте мастер настолько замечательно детализировал изображение, что кажется, будто это было сделано на глазах у скульптора или скульпторов, которые учились у него. Изображение как будто говорит нам: "Посмотрите на это! Кто может победить меня?", – сказала Ступко-Любчинская.

"Принято считать, что в Древнем Египте художников обучали не в рамках текущих архитектурных проектов, – продолжила исследовательница, – но моя работа в часовне Хатшепсут доказывает, что обучение происходило и во время выполнения рельефов".

Впрочем, порой такой подход всё же не срабатывал. Один парик был закончен только наполовину: судя по всему, ученик так и не выполнил свою часть работы.

Северная стена, сетка квадратов и увеличенное изображение фрагмента стены. Фото J. Kosciuk/M. Jawornicki/A. Stupko-Lubczynska.

На некоторых участках рельефа учёные также обнаружили, где "бригадам" порой приходилось отклоняться от стандартной практики. Например, некоторые иероглифические надписи рядом с париками были добавлены позже, чем обычно.

Это означает, что скульпторы начали свою работу до того, как все контуры этих иероглифических надписей были нанесены краской. Возможно, потому что художники не имели доступа к этой части стены, поскольку она была занята скульпторами, занимавшимися резьбой по парикам.

К этой картине нужно ещё добавить людей с масляными лампами, которые подсвечивали стены. Ведь пространство часовни никак не освещалось естественным светом.

Кропотливое изучение 13-метровых рельефов на протяжении нескольких лет позволило учёным раскрыть тайны работы мастеров Древнего Египта.

Изученные рельефы позволяют нам на несколько часов заглянуть в те далёкие времена и понять, как же создавалось древнеегипетское искусство, какой была жизнь художников и скульпторов.

Как люди с разным опытом выполняли разные работы, как бригады распределяли работу, как мастера способствовали обучению "на рабочем месте" и как обучающиеся допускали ошибки, которые затем необходимо было исправить. Таким образом, эти двумерные рельефы представляют собой трёхмерный и, можно сказать, даже четырёхмерный снимок реальности древних египтян. Ведь мы фактически видим их работу во времени.

По словам Ступко-Любчинской, когда тратишь так много времени, изучая работы давно умерших художников, начинаешь чувствовать некую связь с ними или, по крайней мере, сочувствовать им.

"Мне больше нравилось замечать, когда кто-то допустил ошибку или потерпел неудачу, – рассказала учёный изданию Science. – Это позволяет почувствовать, что они были нормальными людьми, такими же как мы, могли уставать, быть голодными или чувствовать себя больными".

Статья польской исследовательницы вышла в открытом доступе в известном научном журнале Antiquity. В ней ещё много интересных иллюстраций работы древних мастеров.

Ранее мы сообщали о том, как учёные случайно обнаружили редкое изображение Хатшепсут, а также фрагмент статуи "фараона-еретика". Кроме того, мы писали о том, как стало известно, что гигантская статуя фараона внезапно оказалась изображением другого правителя.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация