Калининградский транзит: как обстоят дела на границе после снятия 80% ограничений
АНТОН АЛИХАНОВ, ГУБЕРНАТОР КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
Это уже хороший результат. Мы его достигли, несмотря на всё сопротивление со стороны европейцев и литовцев, и даже на высказывание разных мнений американцами, которые, казалось бы, к этому вообще никакого отношения не имеют. Тем не менее, это неполное решение и работать ещё потребуется, потому что автомобильный транзит санкционных товаров всё ещё не разрешён.
Глава региона оценил объёмы автомобильных поставок грузов, подпавших под ограничения, примерно в 500-700 тысяч тонн в год. Это значительная часть всего транзита санкционных товаров. Сейчас на границе с Литвой скопились очереди из грузовиков, литовские таможенники досматривают их с особым пристрастием, ищут запрещённые грузы, некоторые машины разворачивают.
АЛЕКСЕЙ АНКУДИНОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
Многие фуры, которые стоят в очереди успели привезти в Калининград стройматериалы до 10 июля, когда вступили в силу очередные ограничения. Обратно они едут уже пустыми, и, даже несмотря на это, литовская сторона их тщательно досматривает.
Водители ночуют прямо в машинах, прохождение границы занимает несколько дней. Очередь из фур растянулась на восемь километров. По официальным данным калининградской таможни, в районе пункта пропуска «Чернышевское» более трёхсот фур скопилось, ожидая выезда в Литву.
ГРИГОРИЙ ФОМИНЫХ, ДАЛЬНОБОЙЩИК:
Всё движухи нет, едем все пустые. Не хотят работать нас пускать, мы враги народа, что они скажут ещё – литовцы. Вот.
АЛЕКСАНДР ШУРАЕВ, ДАЛЬНОБОЙЩИК:
Всё тут – постель, кухня, всё есть. Это хорошо. Ну, а плохо, что стоим в колейке, не едем, а стоим. На Калининград тяжело ездить.
ВАЛЕРИЙ ЧУКОВСКИЙ, ДАЛЬНОБОЙЩИК:
Прогнозов вообще никаких, вообще прогнозов, как стоим, так и стоим. Я вообще с понедельника вечера стою.
Древесина, металлы, цемент – это важные для экономики региона-эксклава грузы, перемещение которых было ограничено санкциями.
Власти сумели перестроить логистику, чтобы доставлять те же стройматериалы по морю, пока железнодорожный транзит на паузе.
Между Калининградской и Ленинградской областями уже курсирует шесть судов – в 3 раза больше, чем полгода назад.
Крупные стройки не пришлось останавливать. В Калининграде возводится культурно-образовательный кластер с филиалом Большого театра и Третьяковской галереи.
ДМИТРИЙ РЖАННИКОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА В КАЛИНИНГРАДЕ:
Ситуация с транзитом, конечно, на нас повлияла. Но нами была предварительно проработана схема закупок, так сказать, впрок. Мы работали со склада и ключевым образом. Да, были трудности, но ни на графики, ни на сроки они не повлияли. Работы выполняются в соответствии с графиками, в соответствии с директивными сроками.
Власти региона в тесном контакте с федеральным центром продолжат решать проблему калининградского транзита до её полного решения.
Так, например, вызывает вопросы требование еврокомиссаров сохранять объёмы транзита на уровне последних лет. Калининградской области для запуска новых промышленных и социальных объектов может потребоваться больше стройматериалов.