13 сентября 2022, 08:34 13 сентября 2022, 09:34 13 сентября 2022, 10:34 13 сентября 2022, 11:34 13 сентября 2022, 12:34 13 сентября 2022, 13:34 13 сентября 2022, 14:34 13 сентября 2022, 15:34 13 сентября 2022, 16:34 13 сентября 2022, 17:34 13 сентября 2022, 18:34

Винил – хранитель субкультуры с психотерапевтическим эффектом

  • Картинка
  • Винил – хранитель субкультуры с психотерапевтическим эффектом
  • Картинка
    Винил – хранитель субкультуры с психотерапевтическим эффектом
  • Винил – хранитель субкультуры с психотерапевтическим эффектом
Сейчас наблюдается вторая волна интереса к виниловым пластинкам: продажи увеличиваются примерно на 15% в год.

Эта музыка будет вечной: не менее одной пятой современного рынка продажи записей на физических носителях занимают виниловые пластинки. Сегодня винил – хранитель целой субкультуры, а еще имеет психотерапевтический эффект. В этом убедился Дмитрий Ясковский.

Сначала человечество научилось создавать музыкальные шкатулки, и только потом появились устройства, которые записывали звук с помощью иголки на восковом диске. Создатель граммофона Эмиль Берлингер экспериментировал с целлулоидом, потом в ход пошел эбонит. Но мысль создать прочную пластинку из органической пластмассы пришла ему, когда он рассматривал пуговицу в магазине одежды. Сделана она была из шеллака.

"Шеллак – это органическая смола, которую производит насекомое – лаковый червец. Самка пьет этот нектар, перерабатывает его и выделяет в виде смолы", – пояснила директор Музея печати Государственного музея истории Санкт-Петербурга Валентина Демидова.

Благодаря самкам лакового червеца стали выпускать первые долговечные пластинки, однако они были тяжелыми, хрупкими и запись длилась лишь 3-4 минуты. Граммофоны тоже нуждались в усовершенствовании. "Сделать тише или громче нельзя было, потому что этот рупор. Если надо было тише, сюда можно было подушечку или валик засунуть, если надо погромче, подушечку вынимали", – добавила Валентина Демидова.

После революции тиражировались речи Ленина, частушки и "Марсельеза". Во времена НЭПа опять вспомнили о вальсах и фокстротах, а на смену граммофонам пришел компактный патефон. Пластинки стали выпускать тысячными тиражами. В шестидесятые годы музыка разделилась на два направления – эстраду и классику. Эстрада считалась легким жанром, запись классики – серьезным и ответственным занятием. Для этого задействовали столичные концертные залы. В Петербурге даже были свои студии при Капелле и Филармонии. И все же единой системы записи пластинок не было.

"Музыка для пластинок бралась в основном с радио. Радио работало и что-то такое поставляло. Связей между радио и заводами практически не было. То есть каждый раз заводу надо было как-то договариваться с радио: взять ту запись или эту запись", – рассказал руководитель студии звукозаписи Игорь Дельгядо.

Чтобы соединить студии звукозаписи, заводы по производству пластинок и магазины, в 1964 году создали фирму "Мелодия". Александр Канторов вспоминает, как относились к записям звукорежиссеры старой школы. "Феликс Гурджи, например, – это мастер, гроза всех фальшивых нот. И у него была такая шутка: плохая запись – это плевок в вечность", – поделился худрук, главный дирижёр Государственного Санкт-Петербургского симфонического оркестра "Классика" Александр Канторов.

Петербургская студия грамзаписи существует в этом здании с 1978 года. Восстановленный лютеранский приход церкви Святой Екатерины и звуковики уживаются под одной крышей. Когда мир завоевали компакт-диски, эра аналогового звука почти закончилась. Производителей пластинок парадоксальным образом спас сам винил.

"Какое у винила преимущество для производителей – то, что он портится, и поэтому, когда любимую пластинку сотрешь до щелчков и тресков, человек шел и покупал новую", – отметил Игорь Дельгядо.

Сейчас, говорят продавцы пластинок, наблюдается вторая волна интереса к виниловым дискам. Продажи увеличиваются примерно на 15 процентов в год. Цифровая музыка многим кажется уже идеально холодной. Появились два типа потребителей музыкального контента. "Просто передача – информации, послушать в метро, на улице, на пробежке – это, конечно, цифра. А провести приятно время – не столько послушать музыку, а сколько атмосфера, ощущения – это винил", – говорит звукорежиссер Владимир Носырев.

Причина интереса, считают меломаны, в том, что во время пандемии люди обратили внимание на старые проигрыватели и пластинки. Оказалось, что шипение иголки по диску и мягкий глубокий звук создают в доме особую теплую атмосферу.

"Пластинка – это картина. Бывает, останавливаешь взгляд на какой-то пластинке и просто невозможно не купить, потому что это просто красиво. Давайте возвращаться к этому", – призвал Александр Канторов.

Когда-нибудь, считают любители винила, пластинки опять можно будет купить в любом книжном магазине, а в Музее истории Петербурга через сто лет можно будет услышать диски не только начала двадцатого, но и двадцать первого века.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация