В Алагире завершена реставрация стены с барельефами скульптора Сосланбека Едзиева
Вторая жизнь уникального объекта. В Алагире завершена реставрация стены с барельефами известного скульптора Сосланбека Едзиева. Под воздействием погодных условий и времени стена начала разрушаться. Но ее удалось сохранить и привести в надлежащий вид. А главное – сберечь объект культурного наследия.
В тишине зимнего парка Алагира творение рук Сосланбека Едзиева, наконец, обрело спасение. Много лет угроза уничтожения нависала над работами первого осетинского скульптора. Усилиями республиканского комитета по охране объектов культурного наследия стена с барельефами обрела вторую жизнь.
Ацамаз Галуев, председатель комитета по охране объектов культурного наследия РСО-А: "Благодаря инициативе небезразличных жителей республики к Сергею Меняйло обратились деятели культуры с просьбой принять меры по сохранению данного объекта. При полной его поддержке были изысканы денежные средства, заключен государственный контракт с компанией «Арт-проект», они имеют лицензию на проведение работ от министерства культуры РФ. Работы были выполнены хорошо, стена отреставрирована, и теперь она сможет простоять еще много лет".
В 1926 году Сосланбек Едзиев украсил стену дома своего друга Камболата Хосаева каменными барельефами. Со временем стена начала разрушаться по естественным причинам, а затем оказалась под угрозой уничтожения уже из-за человеческого фактора. Потому было принято решение перенести объект с улицы Октябрьской в парковую зону.
Хазбатр Фардзинов, глава Алагирского городского поселения: "Она была в очень плачевном состоянии, и по указанию главы республики была спасена и привезена сюда. Это нам очень приятно. Уверен, что это в дальнейшем будет привлекать все больше туристов в наш город не только из республики, но и со всей России".
Наивное искусство с глубиной образов – несмотря на простоту линий, Сосланбек Едзиев наполнял камни смыслом. На века мастер запечатлел семью Хосаевых – самого Камболата, его супругу, детей, а над всем этим возвышается Лагты дзуар – бережет покой.
Раньше считалось, что один из барельефов – человек с инструментами – это автопортрет Сосланбека Едзиева. Но в комитете по охране объектов культурного наследия выяснили: это изображение хозяина дома, он был железнодорожным рабочим и запечатлен как раз во время работы.
К реставрации специалисты подошли бережно – в короткие сроки им удалось не только воссоздать стену в первоначальном виде, но и укрепить ее так, чтобы максимально продлить срок жизни культурного объекта.
Тигран Ананян, генеральный директор реставрационной компании «Арт-проект»: "Результатом довольны, все получилось достаточно грамотно, это каждый камень должен был быть до демонтажа пронумерован, все это с фотофиксацией на больших баннерах, и перевез сюда и сложен. Это точно та стена, что стояла на другом месте, здесь самовольству не место. Каждый камень стоит на своем месте, каждая скульптура, и окна. Окна были утеряны, по старым фотографиям восстановили так, как было раньше".
Есть у специалистов и предложения по дальнейшей трансформации парковой зоны – рядом со стеной можно было бы организовать культурное пространство. Спустя почти сотню лет наследие Едзиева возрождается.