Пять причин посмотреть фильм "Праведник"
Реальная история подвига советского офицера
События, ставшие основой для сценария Геннадия Островского ("Мой сводный брат Франкенштейн", "Бедные родственники"), происходили в действительности, а не были плодом чьего-то бурного воображения. Мужественный поступок Николая Киселева долгое время не был на слуху, но создатели фильма сделали так, что имя офицера никогда не сотрется из отечественной истории. Они бережно отнеслись к историческим фактам. Так, при написании сценария Геннадий Островский изучал архивные документы и вместе с Тимуром Вайнштейном ездил в Израиль, чтобы встретиться с тремя участниками того самого похода и лично услышать их воспоминания.
"Они были тогда детьми, но помнят каждую минуту пути", – говорит генеральный продюсер фильма Тимур Вайнштейн.
От создателя "Ликвидации" и "Тихого Дона"
Для съемок фильма о Николае Киселеве было решено пригласить Сергея Урсуляка. Сергей Владимирович известен российскому зрителю как режиссер картины "Долгое прощание", киноэпопеи "Жизнь и судьба", а также не менее знаменитых многосерийных фильмов: "Ликвидация", "Ненастье" и "Тихий Дон". Его работы отмечены рядом престижных кинопремий, среди которых – награды "Золотой орел" и "Ника".
"Невероятно чуткий и пронзительно честный мастер, Урсуляк как никто умеет бережно и достоверно рассказать самую драматичную историю и попасть в самое сердце", – отмечает генеральный продюсер картины Антон Златопольский.
"Праведник" не просто рассказ о Холокосте, не просто рассказ о войне. В нем есть пронзительная нота соединения времен и общности поколений", – считает сам Сергей Урсуляк. В программе "Белая студия" режиссер сообщил, что поставил себе задачу – снять фильм так, чтобы каждый зритель почувствовал себя Николаем Киселевым. Главный герой в начале "Праведника" впервые видит тех, кого ему придется спасать, рискуя жизнью. Но в процессе персонажи становятся для него и зрителей родными.
Признанные звезды и талантливые юные артисты
Главную роль исполнил обладатель наград "Ника" и "Кинотавр" Александр Яценко ("Ненастье", "Тихий Дон", "Грозный"). "Супергерой в бушлате", – так называет Николая Киселева молодой актер Марк Эйдельштейн. "Он не ангел, он – просто человек", – говорит звезда "Березки" Любовь Константинова. Александру Яценко удалось блестяще сыграть обычного человека, такого же, как все мы, способного в трудную минуту проявить неравнодушие и смелость и помочь своему ближнему.
В фильме снимались как известные артисты (Сергей Маковецкий, Федор Добронравов, Евгений Ткачук, Константин Хабенский), так и юные дарования (Марк Эйдельштейн, Дарья Коныжева). Для Марии Золотухиной, внучки Валерия Золотухина и Нины Шацкой, роль Товы в "Праведнике" стала дебютом в большом кино. Наблюдать за игрой молодых артистов не менее увлекательно, нежели за мастерством истинных мэтров.
Тщательное воспроизведение атмосферы эпохи
Для картин, снятых на основе реальных событий, особенно важно убедительно воссоздать на экране атмосферу эпохи, что и удалось команде фильма "Праведник". Для масштабной сцены перехода через Двину специально был построен деревянный мост по образцу мостов 1940-х годов. В соответствии со сценарием потом его пришлось сжечь. Та же судьба постигла избу, которую перестроили и отремонтировали для съемок сцен в польской усадьбе. Минское гетто, одно из самых больших в Восточной Европе, было воссоздано для фильма в Выборге и Санкт-Петербурге. Съемки в белорусских лесах особенно запомнились артистам.
"На этой картине я, пожалуй, по-новому открыл для себя Беларусь. Живописность мест просто потрясает! Такая была радость от белорусских лесов, такая там, даже в буреломах, душа, глубина — сразу влюбляет в себя", – делится впечатлениями Евгений Ткачук.
Отдельное внимание было уделено костюмам – их брали в аренду или шили специально для съемок. Всего было необходимо около тысячи костюмов. Чтобы соблюсти достоверность, художники по костюмам прибегли к помощи военного консультанта.
Кино, переворачивающее душу
"Праведник" – это не просто развлекательное кино, сюжет которого можно забыть, покинув кинотеатр. Эта удивительная картина открывает миру настоящего героя, вызывает бурю эмоций и заставляет задуматься о вечных ценностях.
"Фильм дает правильные ориентиры, а сегодня это очень важно. Важно и нужно снимать, говорить и писать о том, что делает нас лучше и дает нам примеры из прошлого, когда мы были лучше. Это единственный выход: опираться на то, что у нас было хорошего, не культивировать в себе плохое", – считает Сергей Урсуляк.