В Кировском краеведческом музее открылась выставка "Старообрядцы: культура и традиции"
Староверы, кто они? Таким вопросом задаются рано или поздно все, кто интересуется историей своей страны. Раскол русской Церкви стал значимым событием для всего 17-го века. Староверы сохранили древнюю русскую культуру и церковные правила, и по сей день эта связь жива. В Кировском краеведческом музее открылась выставка, которая раскрывает интересные страницы истории старообрядчества на Вятке. Репортаж Ивана Швецова.
Певчие из старообрядческой общины исполнили перед собравшимися на открытии выставки духовные песнопения. Пришел в музей и епископ Казанский и Вятский Евфимий. Старообрядческие корни на вятской земле очень глубокие. Многие вятские купцы были старообрядцами. Среди них основатель старообрядческой типографии, иконописной и литейных мастерских Лука Гребнев, купец 1 гильдии Денис Зонов, и многие другие.
ЕВФИМИЙ, ЕПИСКОП КАЗАНСКИЙ И ВЯТСКИЙ:
"Вообще старообрядчество сохранило полноту, и церковное пение, и иконопись, которая не превратилась в современную. И семья, старообрядческая семья многодетная, трезвая, трудолюбивая. И это генофонд нашей России, поэтому давайте с ним знакомиться".
На выставке представлена одежда старообрядцев, детские игрушки, иконы, церковная утварь, литые иконы и кресты, лубочные картинки-гравюры на христианские темы, и конечно, древние книги.
ЕВГЕНИЙ ГОРЕВ, КУРАТОР ВЫСТАВКИ "СТАРООБРЯДЦЫ, КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ":
"Среди интересных предметов, которые можно увидеть на нашей выставке это Острожская библия, первопечатника Ивана Федорова, напечатанная в 1581 году, а в 1846 году ее приобретает вятский крестьянин Лазарь Максимов за 120 рублей".
120 рублей – по тем временам огромная сумма, тогда корову можно было купить всего за 5 рублей. Но крестьянин, заплатил сумму, за которую можно было купить 24 коровы. И эта книга, семейная святыня, передавалась из поколения в поколение. Сейчас в фондах областного краеведческого музея находится три экземпляра Острожской Библии. Среди икон, представленных на экспозиции, привлекает внимание образ с житием святого Христофора. Святой, согласно старой иконографии, изображен довольно необычно, он не похож на человека.
ЕВГЕНИЙ ГОРЕВ, КУРАТОР ВЫСТАВКИ "СТАРООБРЯДЦЫ, КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ":
"Он изображается иногда с головой овцы, иногда с головой пса. После раскола РПЦ на староверов и никониан изображение этого святого было запрещено, но старообрядцы продолжали изображать его с головой животного".
Традиция изображать святого Христофора с головой пса, широко распространилась именно в русской церкви до17 века. Этот святой почитается и католиками, но у западной церкви иконография совершенно иная. По одной из версий, святой Христофор был очень красив, и чтобы избежать соблазнов и грехов, связанных с телесной привлекательностью, попросил Господа обезобразить его внешность. Отсюда и голова животного, но это лишь одна из версий. Много на выставки и других уникальных икон.
ЕВФИМИЙ, ЕПИСКОП КАЗАНСКИЙ И ВЯТСКИЙ:
"Икона должны находиться в храме, в молельнях. На них надо молиться, а не смотреть на них как на обыкновенные светские картины. Но выставка хорошая, я бывал и на других выставках, посвященных старообрядчеству, здесь много уникальных книг, предметов, икон, выставка хорошая получилась".
Часть экспозиции посвящена и современным старообрядцам, чья община действует в селе Красном Нововятского района. Посетители смогут увидеть снимки Крестного хода, богослужений, праздников и повседневной жизни верующих.
Выставка "Старообрядцы: культура и традиции" будет открыта в областном краеведческом музее до 1 октября.