Эксперт по безопасности Халилов: "задача у них одна – заработать денег"
"Погода, которая показала свой характер, стала главной причиной того, что люди утонули. Было предупреждение от МЧС, от синоптиков. По-хорошему, организаторы должны были этот тур отменять: либо возвращать деньги, либо переносить даты. Ни в коем случае нельзя было лезть под землю, когда в Москве ожидается такой ливень. Несмотря на то, что Москва большая, и когда в одной ее части ливни, а в другой в это время солнечно, все равно здесь первый приоритет – это безопасность клиентов, безопасность людей.
Я достаточно скептически отношусь к такому виду отдыха и развлечения, учитывая, что это небезопасно. А когда мы говорим, что идет ливень и все происходит очень быстро, скоротечно, шансы, находясь под землей, невелики. Мы же видим, иногда и машины заливает по крыши, не говоря уже о том, что люди под землей, вода стремительно наполняется, поднимается. А это же помимо уровня воды еще и течение. И если человека захватывает течением, его начинает нести. А там в коллекторе бывают и остатки деревьев, ветки, личные предметы. И когда человека несет, он не может справиться с силой стихии, он может цепляться, он может вспороть себе артерии, удариться головой, получить черепно-мозговую травму, потерять сознание и в итоге утонуть. Что мы и увидели здесь в результате этой трагедии".
У людей, которые посещают такие экскурсии, нет осознания степени риска?
"Да. Человек, который является клиентом, заплатил деньги и полностью переложил ответственность на организаторов. Он знает, что организаторы говорят, что они профессионалы, они там лазили и все знают, и он понимает, что теперь его жизнь и здоровье в их руках. Коммерческая деятельность осуществляется, все супер. Со стороны диггеров, которые занимаются этой деятельностью, задача одна – заработать денег. Они уже сами налазились, есть цель сейчас поднять свое финансовое состояние. И когда встает выбор – заработать либо остановиться, в этот момент финансовая составляющая берет верх. Либо просто халатность. Предупреждения есть, смс приходят на телефоны, а люди уже относятся ко всему этому с такой деформацией мышления, что они не воспринимают оповещения. Не воспринимают оповещения в торговых центрах, когда эвакуация, тренировка и т.д. То есть у нас люди не хотят верить в то, что плохое случается. И если говорить про клиентов, понятно, почему они полезли, потому что им сказали: "Все нормально, не переживайте, все хорошо".
Я хожу в горах и вижу группы, которые идут в непогоду. Почему? Клиенты же деньги заплатили – надо идти. А потом мы видим такие громкие истории".