26 сентября 2023, 11:45 26 сентября 2023, 12:45 26 сентября 2023, 13:45 26 сентября 2023, 14:45 26 сентября 2023, 15:45 26 сентября 2023, 16:45 26 сентября 2023, 17:45 26 сентября 2023, 18:45 26 сентября 2023, 19:45 26 сентября 2023, 20:45 26 сентября 2023, 21:45

На Мосфильме восстановили картину Александра Птушко "Руслан и Людмила"

  • Картинка
  • На Мосфильме восстановили картину Александра Птушко "Руслан и Людмила"
  • Картинка
    На Мосфильме восстановили картину Александра Птушко "Руслан и Людмила"
  • На Мосфильме восстановили картину Александра Птушко "Руслан и Людмила"
Спецэффекты и комбинированные съемки – их в сказке изобилие, это и усложняет реставрацию.

Покадровую цифровую реставрацию фильма Александра Птушко "Руслан и Людмила" провели на "Мосфильме". Лента по мотивам одноименной поэмы Пушкина вышла на экраны в 1972 году и стала одной из самых кассовых картин советского проката. Как восстанавливали изображение и с какими трудностями столкнулись специалисты, узнала Мария Трофимова.

Сказка "Руслан и Людмила", снятая Александром Птушко по одноименной пушкинской поэме, считается вершиной творчества режиссера. Один из самых известных сказочников советского кинематографа снимал зрелищное кино. Смело воплощал самые фантастические идеи. Так, для фильма построили грандиозные декорации: гридню Владимира, сад и дворец Черномора, пристань древнего Киева.

За полувековую историю пленка износилась, есть повреждения. Современные аппараты сканирования позволяют бережно перевести кадр в цифру. И здесь главная задача специалиста – полностью "забрать" с пленки все изображение и сохранить его.

Александр Птушко лично следил за постройкой декораций: сам контролировал монтаж и работу операторов-постановщиков. Лично предложил "метод блуждающей маски" – вид съемки, при котором изображение сцены с участием актеров накладывается на фон, отснятый в другое время и в другом месте. Благодаря этому эффекту появилась говорящая голова великана-богатыря, полеты Черномора. Спецэффекты и комбинированные съемки – их в сказке изобилие, это и усложняет реставрацию.

"Когда в кадре совмещаются разные снятые эпизоды, это совмещение неизбежно дает ухудшение изображения, потому что, например, если это была условно проекция, на которой движутся актеры, то происходит повторное контратипирование, что неизбежно приводит к ухудшению качества изображения, поэтому реставраторам придется бороться с оригинальным негативом и с теми артефактами и недочетами, которые были на изображении фонов", – объясняет главный инженер киноконцерна "Мосфильм" Алексей Синьковский.

На первом этапе реставрации применяют автоматическую чистку. Правда, после нее персонажи, которые быстро двигаются в кадре, могут частично пропадать, а дефекты, наоборот, могут остаться и слиться с фоном, поэтому после приходится проводить ручную коррекцию. Для устранения каждой проблемы используют индивидуальный подход с подбором особой комбинации фильтров. Реставратор Михаил Тусматов заканчивает работу над первой частью картины. Говорит, она – самая сложная.

"На данном экране можем видеть персонажа и позади него проекционный экран, на этот проекционный экран проецируется изображение уже с царапинами, и вот мы тоже такие убираем. Это белая пыль, которая появляется при копировании самой кинопленки, очень много рваных кадров", – рассказывает реставратор Михаил Тусматов.

"Руслана и Людмилу" можно будет увидеть на онлайн платформах.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация