Фильм Александра Велединского "1993" вышел в прокат
Первая публика увидела фильм, который учит выбирать, какие события в стране и мире действительно следует считать историческими. "Тысяча девятьсот девяносто три", то есть "Третий", то есть год выбран для названия фильма. Могли назвать его ещё точнее – "Октябрь тысяча девятьсот девяносто третьего", но правда не стоило, поскольку слово "октябрь" имеет революционную коннотацию, а объявлять события начала октября того года революционными – слишком велика была бы честь для тех, кто тогда это устроил.
Главный герой, Брянцев, техническая интеллигенция, коротко цитирует Теофиля Готье, который писал, что пользу из революции извлекают только стекольщики. Полная цитата такая: люди на улицах стреляют друг в друга, разбивая много стёкол. На палках у мэрий меняют тряпки, называемые флагами, и первый проходимец торопливо карабкается на трон, занимая опустевшее место. Фильм Александра Велединского, конечно, не про революционные события, он скорее про реакционные события, а если ещё точнее – про вывихнутый век. Помните да, в Гамлете, век расшатался, распалась связь времён. Вот этот фильм тонко намекает на возможную связь того, тридцатилетней давности времени, с тем, в которое мы живём сегодня, во всяком случае многое в нём объясняет.
На красной дорожке представители нескольких поколений. Кто-то хорошо помнит тот общественно-политический кризис, у кого-то "черный октябрь" 93-го еле проступает на фоне других детских впечатлений. Именно сейчас, по мнению создателей фильма "1993", пришло время осмыслить теперь уже довольно далекое прошлое.
Переломный момент истории, начало новой жизни, раскол, трагедия, хаос – о том, каким был 1993 год, рассуждают до сих пор. Именно поэтому режиссер Александр Велединский уверен, что его фильм вызовет немало споров.
"Приятного просмотра вам пожелать не могу. Главное, не подеритесь после премьеры", – говорит режиссер Александр Велединский перед показом. И тут же добавляет, что после фильма никто не поменяет своих взглядов. В этом одна из главных ценностей картины. Создатели не выражают мнение, находятся над схваткой.
"Процитирую Эйзенштейна. Он говорил: "Драматург похож на взбесившегося регулировщика. Если регулировщик должен всех разрулить, драматург должен всех столкнуть". Исходя из этого, нужно было этот создать конфликт, а сделать это очень просто, потому что таких семей я знал просто тысячи", – прокомментировал режиссер, сценарист Александр Велединский.
В центре сюжета семья, где муж и жена придерживаются разных взглядов на события. Главный герой Виктор Брянцев, физик, который, как многие представители технической интеллигенции, в поисках денег берется за незавидную работу – чинит канализацию. Супруга мечтает вырваться из нищеты и знакомится с бизнесменом, и, как многие в то время, переосмысливает собственные ценности.
"Когда мы говорим о каких-то очень простых ценностях, нужно вспомнить, что они звучали совсем недавно как само собой разумеющееся. Но сегодня вдруг эти слова становятся чуть ли не под запретом. В какой-то момент слово "интеллигент" вдруг стало ругательным", – отметил актер Евгений Цыганов.
Сценарий написан по роману Сергея Шаргунова. Ему было 13, когда штурмовали Останкино. Он тоже там был, хотел увидеть и понять. Многое из увиденного он и описал в книге.
"Мои герои – это не какие-то активисты, это люди обыкновенные, вовсе не политизированные. Книга и фильм вовсе не про политику, а про людей, про боль раскола", – объяснил писатель Сергей Шаргунов.
В фильме не обошлось без смертей, о которых и сегодня помнят и пишут. И вместе с тем есть как будто отстраненный режиссерский взгляд, который подмечает, что радикально противоположные стороны на баррикадах поют одни и те же песни и хотят по сути одного и того же. Только вот, как в любую эпоху перемен, слишком много вопросов, растерянности и хаоса.