"Лики Богоматери" – новая выставка в Музее истории религии в Петербурге
"Лики Богоматери". В Музее истории религии открылась выставка, посвященная эволюции изображения образа Девы Марии в православии и католичестве. Представлено более сотни экспонатов от раннехристианских времен до наших дней. Многие показаны впервые. Из Петербурга – Виктория Галчинская.
Один из первых образов Богоматери на престоле. Левой рукой Дева Мария держит сидящего на коленях младенца Иисуса, правую – тянет к пришедшим с дарами волхвам. Это – акварель Федора Реймана. Ее уникальность в том, что художник в конце XIX века перенес на бумагу изображения фресок римского некрополя. Археологические памятники второго столетия он копировал по заказу Ивана Цветаева, директора музея Изящных искусств.
"Он попросил художника-копииста Реймана отправиться в Рим и сделать альбом. И Рейман около 10 лет в темноте, сырости сидел и писал копировал эти фрески", – рассказала старший научный сотрудник Государственного музея истории религии Светлана Семенова.
По преданию лик Девы Марии запечатлел апостол Лука, имеющий дар живописца. И за это сама Богородица благословила его. Кисти евангелиста приписывают и создание образа Одигитрии или Путеводительницы. Сейчас около трехсот только известных чудотворных и особо почитаемых у православных верующих списков этой иконы. В экспозиции – работа XVII века художника Георгия Зиновьева.
Есть на выставке и икона – памятник нескольким эпохам. Образ "Живоносный источник" реставрировали и дописывали в разные столетия, некоторые фрагменты были полностью утрачены. На канонической иконе начала XVIII века страждущих уже в XX веке изобразили в стиле западноевропейской гравюры.
"Мы попытались представить лики Богоматери, выполненные разными мастерами, в разное время, чтобы показать насколько это стилевое разнообразие обогащало художественные вкусы", – поделилась хранитель фонда "Православие. Изобразительное искусство" Государственного музея истории религии Ольга Коробко.
Далеко не все православные иконы в византийском стиле. Часто лики Богородицы писали по мотивам литургических текстов.
"Существуют молитвы Богоматери: на первые стихи этих молитв написаны иконы. Честнейшую Херувим, например, которая представлена впервые на нашей выставке", – добавила Ольга Коробко.
В традициях православной церкви иконописцы стремились запечатлеть Богородицу как недостижимый, небесный образ. В католическом искусстве изображали земную красоту Мадонны. На стене – полотна эпохи Возрождения. Впервые экспонируют и искусную скульптуру XIV века.
"Особенность этой скульптуры в том, что для позднего средневековья и готического искусства характерно изображение Божьей Матери и Христа улыбающимися", – пояснила старший научный сотрудник Государственного музея истории религии Светлана Семенова.
А здесь Святое семейство за обычными житейскими делами. Дева Мария занята рукоделием. Иосиф с Иисусом плотничают. Бруски дерева – символ будущего креста.
Мотивы католического искусства есть и на полотне современной художницы Юлии Беховой. Петербургскую Мадонну она написала в 2014-м. Но в какой бы технике Богородицу ни изображали иконописцы и художники, и в Православной, и в Католической церкви ее образ всегда остается самым любимым и почитаемым.