Алексей Франдетти – о двух операх: "Сын мандарина" Ц. Кюи и "Соловей" И. Стравинского
Ни либретто, ни музыка "Соловья" Стравинского, присутствия кукол на сцене не устанавливают, это исключительно решение режиссёра, Алексея Франдетти, у которого нынче, явно, такой период – кукол он вводит уже в третью свою постановку, хотя только в первой они были естественны – в спектакле Театра кукол Сергея Образцова. Да ведь не скажешь, что в "Соловье" они противоестественны. Франдетти поступил хитро: он сделал кукол равными людям, они двойники, равной величины, он как будто души повынимал из персонажей, а мастера театра Образцова их материализовали. У императора два двойника – здоровый и умирающий. Кукла чем хороша, она избавляет от ответственности за точность воспроизведения. Кукла – образ, в чистом виде, это метафора, это аллегория. Время, место перестают иметь значение. Какого именно китайского императора имел ввиду Андерсен, какую династию, может Тан, может, Мин. Нам вообще, может казаться, что одежды у китайцев столетиями не менялись, хотя они менялись, конечно. Неважно! И у Франдетти – Китай вообще. Такой навязчивый сегодня.