Музей кино посвятил выставку фильму Алексея Германа "Трудно быть Богом"
В Музее кино проходит выставка, посвященная фильму Алексея Германа "Трудно быть Богом". В экспозиции – реквизит, костюмы, эскизы и фотографии со съемок – сотни предметов, составивших мир главной и все еще не до конца понятной картины мастера. Станислав Анисимов осмотрел выставку.
"Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные" – эта цитата из "Трудно быть богом" Стругацких стала отправной точкой для концепции выставки. На ней представлен реквизит и костюмы, выполненные художником Екатериной Шапкайц для фильма Алексея Германа. Каждый костюм она создавала как поэму с рифмами деталей и аксессуаров. Пространство же зала отражает состояние миров Арканара. "Уже состоявшийся мир, серый мир королевства Арканара, который не подозревает о том, как медленно к нему подползает страшная туча диктатуры, репрессивных методов, которые будут подавлять ту жизнь, которая уже формируется", – рассказал куратор выставки Станислав Луговой.
Костюмы создавались под черно-белое экранное изображение, поэтому на выставке можно впервые увидеть, какого цвета они на самом деле. Отдельная витрина посвящена реквизиту. Мир фильма Алексея Германа сверхдетализированный. У каждой вещи здесь своя история – откуда она появилась на Арканаре, кто ей владел, где она была найдена. Из-за такой насыщенности кадра внимание зрителя рассредоточено. Это один из главных приемов киноязыка режиссера. Мы часто теряемся в догадках, кому принадлежит взгляд, с которым ассоциирована камера: герою, стороннему наблюдателю или богу. "Герман заставляет нас постоянно следить за одним или другим персонажем, растворяя историю в этом слежении. Если мы будем пытаться, благодаря нашему знанию о литературном произведении Стругацких, следить за доном Руматой, мы довольно быстро потеряем суть, главную интенцию", – отметил кинокритик Сергей Кулешов.
Отдельный раздел экспозиции посвящен культуре, точнее ее месту и судьбе на Арканаре. Музыка здесь выполняет служебную функцию: ритуал и организация народных масс. Именно поэтому мелодия, которую дон Румата вспоминает из своей прошлой, земной жизни производит такое отталкивающее впечатление. Как и сам фильм – на многих зрителей. "Он не всем нравится, он сложный, многослойный и яркий. Философский. И он очень давит своей мощью", – пояснила директор Музея кино Лариса Баженова.
Ключевой образ на выставке – костюм дона Руматы, изготовленный для Леонида Ярмольника. Он установлен на отдельном пьедестале, над всеми экспонатами. По замыслу организаторов, это символизирует изначальную позицию героя – над схваткой. Разгадывать загадки фильма Алексея Германа предстоит еще не одному поколению зрителей и исследователей, но предметно-вещественный мир ленты, безусловно, один из ключей для ее понимания.