8 мая 2024, 15:51 8 мая 2024, 16:51 8 мая 2024, 17:51 8 мая 2024, 18:51 8 мая 2024, 19:51 8 мая 2024, 20:51 8 мая 2024, 21:51 8 мая 2024, 22:51 8 мая 2024, 23:51 9 мая 2024, 00:51 9 мая 2024, 01:51

"Геликон-опера" представляет премьеру "Император Атлантиды"

  • "Геликон-опера" представляет премьеру "Император Атлантиды"
  • Картинка
    "Геликон-опера" представляет премьеру "Император Атлантиды"
  • "Геликон-опера" представляет премьеру "Император Атлантиды"
Это трагический музыкальный документ XX века, опера-притча о страхе и смелости, жизни и смерти, ненависти и любви.

Премьеру оперы "Император Атлантиды" Виктора Ульмана представляет "Геликон-опера". По словам композитора, это произведение о "жизни, которая разучилась смеяться, и о смерти, которая разучилась плакать". Виктор Ульман написал оперу за два года до гибели в газовой камере в концлагере. Продолжит Лидия Алёшина.

Эту оперу Виктор Ульман писал в концентрационном лагере Терезиенштадт. Узники гетто читали лекции, издавали журналы, ставили спектакли. Понимая, что это перевалочный пункт на пути к лагерям смерти, композитор Ульман писал: "...Мы ни в коем случае не сидели плача и стеная на берегах рек вавилонских, наша воля к культуре была адекватна нашей воле к жизни". В концлагере он создал более 20 произведений, в том числе и оперу "Император Атлантиды". Поставить на сцене "Геликона" это произведение выпускнику ГИТИСа Вадиму Летунову предложил Дмитрий Бертман. "Скажем так, художественный протест, потому что узники Терезинского гетто, где находился композитор и либреттист, не могли взять оружие в руки. Они через творчество показывали свое отношение к происходящему в мире ", – отметил режиссёр Вадим Летунов.

По сюжету оперы император Атлантиды объявляет войну всему живому. Указом назначает своим помощник Смерть, но она отказывается ему служить. В прологе обозначено место действия – "на границе между миром живых, которые не могут больше смеяться, и мертвых, разучившихся плакать в мире, который больше не умеет радоваться жизни и умирать своей смертью". В концлагере композитор писал оперу для ансамбля из 14 солистов. "Была разучена силами, так сказать, заключенных. Поэтому те инструменталисты, которые были в окружении Ульмана в Трезинштадте, те инструменты и были использованы", – рассказала дирижёр Елена Сосульникова.

Инструменты в опере – альтер-эго героев. Смерть – фортепиано. Громкоговоритель (рассказчик и информатор императора) –труба. Солдат – клавесин. У Михаила Никанорова в этой опере роль главного злодея – императора. Эта партия, говорит, самая сложная в его жизни: "В начале такой 100% сказочный злодей, как Доктор Зло. Он злой-презлой, хочет, чтобы все умерли и всех убить. Потом с ним там смерь играет злю шутку и перестаёт принимать мёртвых к себе".

В 1944 году в концлагере эту оперу посчитали сатирой на нацизм, а фигуру императора – пародией на Гитлера. Композитора с семьей отправили в Освенцим, в газовую камеру. Там же в лагере погиб и либреттист этой оперы. Премьера состоялась десятилетия спустя. "Геликон" предлагает свою версию, где среди трагических событий, есть линия любви. "Эта притча о надежде. Линия солдата и девушки в нашей постановке является центральной. Затерян мир нормальных человеческих эмоций", – поясняет хореограф Ксения Лисанская.

"Император Атлантиды, или Неповиновение смерти" – трагический музыкальный документ XX века, опера-притча о страхе и смелости, жизни и смерти, ненависти и любви.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация