Картину "Христос и грешница" удалось атрибутировать
Исследование полотна "Христос и грешница" начала XVII века завершили в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Специалисты установили: ее автор – Антиведуто Грамматика. Как атрибутируют полотна прошлых веков, выяснила Юлия Струкова.
Антиведуто Грамматика, последователь Караваджо, автор этой картины. То, что "Христос и грешница" принадлежит кисти этого итальянского художника, удалось подтвердить в ходе исследований. "Автор – Антиведуто Грамматика, ровесник Караваджо, и на раннем этапе пребывания Караваджо в Риме – его товарищ. Жил у него в мастерской, биографы говорят о том, что Антиведуто Грамматика был его моделью, что он с него писал головы, изображения юноши и так далее", – рассказала главный научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина Виктория Маркова.
В запасниках Владимиро-Суздальского музея полотно атрибутировали как "НХ" – работа неизвестного художника. В музей оно поступило из коллекции Владимира Храповицкого, который приобрел его в конце XIX века. Имени автора нет на лицевой стороне картины: в начале XVII века художниками было не принято подписывать свои работы. Холст сдублирован, что на обороте – неизвестно. Впервые удалось провести рентгенографию, исследовать холст, грунт, красочные слои. "Караваджо, например, работал густыми, энергичными мазками. Антиведуто работает в другой технике. Он наносит краски жидко, и рентгенограмма другая. Но в целом она выдержана в традиции римской живописи первой половины XVII века", – отметил заведующий отделом научно-технического обеспечения реставрационных работ ГМИИ им. А. С. Пушкина Юлий Питеря.
Творчество Антиведуто Грамматики в российских собраниях было представлено лишь одним полотном в Эрмитаже – это "Мария Магдалина с двумя ангелами у гроба Господня". Нынешнее открытие – настоящая сенсация. Тем более, что в стенах Владимиро-Суздальского музея представить полотно западноевропейской живописи такого уровня казалось невероятным. "Это одна уникальная работа. У нас есть очень интересные работы периода русского авангарда, очень интересные работы других периодов западноевропейской живописи: немецкой, голландской. Поэтому я думаю, что нас ждут еще открытия", – поделилась генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева.
В разных музеях страны много неатрибутированных, безымянных картин, которые поступали из неизвестных собраний, приобретались на барахолках. "Установка авторства, их принадлежности – это довольно важная работа, которая системно в России никогда не велась в силу многих обстоятельств. Последние 30 лет большинство музеев вообще выживали, особенно за пределами крупных городов. А сейчас музеи выдохнули: государство серьезно вкладывает в культуру, и у нас появилась возможность, помимо вопросов, связанных непосредственно с выживанием, заняться тем, ради чего создан музей", – рассказала директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Елизавета Лихачёва.
По мнению Елизаветы Лихачёвой, специалистам необходимо создавать профессиональное культурное поле, которое послужит процветанию музейного дела.