18 июня 2024, 11:27 18 июня 2024, 12:27 18 июня 2024, 13:27 18 июня 2024, 14:27 18 июня 2024, 15:27 18 июня 2024, 16:27 18 июня 2024, 17:27 18 июня 2024, 18:27 18 июня 2024, 19:27 18 июня 2024, 20:27 18 июня 2024, 21:27

Выставка "Конструкторы науки. К 300-летию Российской академии наук" Музее архитектуры

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева совместно с Российской академией наук представляет выставку "Конструкторы науки", приуроченную к 300-летнему юбилею Российской академии наук.

В центре внимания проекта – важный для советской науки период интенсивного развития, начавшийся в середине 1950-х годов на фоне перемен в общественной и культурной жизни СССР. Его безусловные символы – освоение космоса, запуск искусственного спутника и поиск путей использования атомной энергии.

Расширение научных горизонтов имело и архитектурное измерение. По инициативе Академии наук СССР учёные переезжали в новые просторные здания научно-исследовательских институтов и специально строившиеся для них академгородки, наполненные светом, воздухом и зеленью. Для создания архитектуры науки был организован Всесоюзный проектный и научно‑исследовательский институт по проектированию научно-исследовательских институтов, лабораторий и научных центров (ГИПРОНИИ), деятельность которого оставила яркий след в советской архитектуре 1960-х – 1980-х годов.

Геннадий Красников, президент Российской академии наук, отметил: "300‑летний юбилей Российской академии наук – это важнейшая дата, которую отмечает не только наша страна, но и всё мировое научное сообщество. В истории Академии наук было немало славных страниц, связанных с достижениями наших учёных, их вкладом в развитие страны и мировой науки. Этот же выставочный проект, реализованный совместно с Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В. Щусева, рассказывает о важной стороне жизни советских учёных – о среде, которая их окружала, городах, в которых они трудились и которые специально создавались для исследователей. Выставка ярко показывает связь науки и архитектуры и, уверен, что она будет интересна самой широкой аудитории".

Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева: "Научное исследование начинается с постановки вопроса. Предложив тему юбилейной выставки, Российская академия наук поставила перед Музеем архитектуры вопрос, поиск ответа на который открыл новую страницу в изучении истории архитектуры. Проектная и строительная практика эпохи модернизма относительно недавно попала в поле зрения специалистов, потому что мало удалена от нас во времени, но до настоящего момента системно архитектурой научных учреждений второй половины ХХ века не занимался никто. Мы сделали первый шаг в этом направлении и благодарны Российской академии наук за новый вызов и новый опыт. Даже в рамках юбилейных торжеств Академия наук выполняет свою высокую миссию содействовать приращению научного знания".

Выставка представлена в пространстве Анфилады главного здания Музея архитектуры и состоит из пяти тематических разделов. Идея проекта – показать собирательный образ учёного, конструировавшего новый мир и менявшего жизнь советских людей, и рассказать о поисках архитекторов в сфере строительства специализированных зданий и общественных центров для учёных. Расцвет науки совпал по времени с радикальными переменами в сфере архитектурного творчества. Во второй половине 1950-х годов фокус внимания сместился с индивидуального проектирования, сосредоточенного на решении эстетических задач, на вопросы массового и типового строительства. Все достижения и сложности этой эпохи, еще малоисследованной и требующей осмысления, ярко отразились в архитектуре научных сооружений, которые находились в центре общественного внимания.

Первый раздел выставки раскрывает образ учёного-творца. Молодые советские учёные были героями своего времени: о них снимали фильмы и писали книги, запечатлевали их в фотографиях, живописи и графике. Живые, эмоциональные произведения передают азарт исследовательской работы и погружают зрителя в эпоху великих свершений и великих надежд. Героями раздела стали и реальные специалисты, и собирательные образы, запечатленные Эмилией Глебовой, Всеволодом Тарасевичем, Александром Дубовиком и другими.

Ксения Кокорина, куратор выставки: "Оттепель, повлиявшая на культурную жизнь страны, сказалась и на науке, в которой соотношение "личность-номенклатура" сдвинулось в пользу личности. Советский учёный с его мощным потенциалом, раскрытым в самых знаковых научных достижениях середины века, стал ярким героем эпохи – сильным специалистом, теоретиком, мечтателем, визионером".

Второй раздел рассказывает об эпохе, в которой жил герой – учёный. Новый политический курс, ориентированный на взаимодействие учёных и власти, стал фоном для знаковых достижений советской науки середины 1950-х – начала 1960-х годов, которые выходили за рамки секретности и становились частью общественной жизни страны. Первый искусственный спутник Земли, полет Юрия Гагарина, начало работы первой в мире атомной электростанции в Обнинске, спуск на воду первого в мире атомного ледокола "Ленин" – эти и другие важные научные открытия и достижения показаны на выставке через плакаты, фотографии и архитектурные проекты.

Третий раздел посвящён архитектуре научных институтов. В их проектах нашло отражение всё многообразие советского архитектурного модернизма и сложный творческий поиск советских зодчих, которым необходимо было нащупать тонкий баланс между индивидуальным и типовым проектированием в весьма непростой по своему функционалу архитектуре науки. Особое внимание уделено комплексу научных зданий на Нахимовском проспекте, показанных через оригинальную графику, чертежи, фотографии и макеты. Яркий акцент раздела – модель скульптурной группы "Лента Мёбиуса" для здания Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ), выполненная художниками Элеонорой Жарёновой и Владимиром Васильцовым.

Центральный зал выставки освещает долгую историю рождения главного здания Академии наук – от первых проектов комплекса на Калужском шоссе до конкурсных предложений 1968 года и осуществлённого варианта. Создание этого сооружения наглядно отражает радикальную трансформацию, которую с ходом времени претерпела архитектура СССР. Проектирование начиналось с обращения к классическим прообразам и через искания раннего советского модернизма пришло к новой монументальности 1970-х годов.

Завершает экспозицию раздел, посвящённый архитектуре городов науки. Поселения, уединённо расположенные в зелёных массивах, рационально и комфортно организованные, должны были стать идеальной средой для работы и жизни учёных. Помимо зданий научных учреждений, здесь строились жильё, кинотеатры, клубы и другие объекты культурно-бытового обслуживания. Идеалистические устремления далеко не всегда находили точное воплощение в реальности, но сам факт создания для учёных особых городов олицетворял высокий статус советской науки и отводившуюся ей роль в построении нового мира. История проектирования и строительства Новосибирского Академгородка, Научного центра биологических исследований Академии наук СССР в Пущино, Центра микроэлектроники в Зеленограде, а также Ногинского научного центра Академии наук СССР (Черноголовка) и центра в Протвино рассказана через макеты, уникальные исторические фотографии и архитектурную графику.

Юлия Старостенко, куратор выставки: "Выставка "Конструкторы науки" даёт уникальную возможность вывести на новый уровень разговор о тех направлениях советской архитектуры и советского градостроительства второй половины 1950‑х 1970-х годов, которые редко оказываются в фокусе внимания исследователей и практически никогда не освещаются в выставочных проектах. Речь идёт не только о разработке сложных в функциональном отношении зданий научно-исследовательских институтов, включавших экспериментальные лаборатории и пространства для вычислительных машин первых поколений, но и о практике типового проектирования. Эта практика нашла яркое воплощение в городах науки, ценность которых определяется не столько эстетическими характеристиками архитектурных объектов, сколько уникальностью той среды, которая создавалась в них для советских ученых".

Выставка "Конструкторы науки" представляет более 250 работ из фондов Музея архитектуры, 22 музеев, архивов и коллекций наследников архитекторов. Среди экспонатов: живопись 1960-х – 1980-х годов, архитектурная и художественная графика, макеты, фотографии, технические изделия. На выставке впервые экспонируются архитектурные чертежи из технического архива ГИПРОНИИ – организации, занимавшейся проектированием научных зданий в
1950-е – 1990-е годы, проекты павильона "Планета" для Экспо-67 и эскиз мозаики "Человек и космос" из фонда Музея архитектуры, а также макеты здания Дома учёных в Новосибирском Академгородке и Московского института электронной техники в Зеленограде. Также впервые будут показаны проекты здания Президиума Академии наук на Ленинском проспекте, подаренные Музею одним из авторов.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация