20 июня 2024, 18:28 20 июня 2024, 19:28 20 июня 2024, 20:28 20 июня 2024, 21:28 20 июня 2024, 22:28 20 июня 2024, 23:28 21 июня 2024, 00:28 21 июня 2024, 01:28 21 июня 2024, 02:28 21 июня 2024, 03:28 21 июня 2024, 04:28

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке открывает выставку "От мала до велика"

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке открывает выставку "От мала до велика"
  • Картинка
    Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке открывает выставку "От мала до велика"
  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке открывает выставку "От мала до велика"
На этой выставке – примерно половину экспонатов из коллекции миниатюр. От императорских портретов, до картин с портретами представителей крестьянского сословия.

Графика – это разнообразие не только техник, но и размеров. Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке открывает выставку "От мала до велика" – где непривычно огромные рисунки знаменитых мастеров соседствуют с миниатюрами. Антон Николаев оценил эффект сопоставления.

Маленькие не значит незначительные. Для музейных сотрудников важны даже такие миниатюрные карандашные эскизы, как этот рисунок Левитана. Рядом – графическая работа Шишкина, который одним из первым в русском искусстве вывел графику на уровень живописи. "Здесь огромное разнообразие типов штриха, которым он строит форму. И создает не столько позитивистскую картину, сколько очень эстетизированную декоративную поверхность самого листа", – рассказывает заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи Татьяна Карпова.

Не так часто музеи выставляют и альбомы художников. Именно из карандашных набросков, сделанных на коленке и вырастает замысел будущей картины. "Суриков "Боярыня Морозова", интереснейший лист Серова, который сделал экспозицию, развеску своих полотен. Они здесь вполне узнаются – для выставки в Риме 11-го года. Шесть композиций на одном листе Нестерова – абсолютно миниатюрки", – отмечает куратор выставки Ирина Шуманова.

Декоративные росписи и каменная резьба требовали создания подготовительных рисунков в размер. Это так называемые "картоны", на основе которых выполнялась монументальная роспись Покровского собора Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Её автор художник Михаил Нестеров. Архитектором собора выступил Алексей Щусев, он же создал этот орнамент в неорусском стиле на основе каменной резьбы Георгиевского собора Юрьева-Польского. "Это рабочий материал, чудом сохранившийся в архиве Щусева. Рисунок, который претендует на звание самого крупного на этой выставке. Но это всего лишь фрагмент шаблона, то есть рисунка в натуральную величину для басмы (техника типа чеканки) навершия Царских врат Марфо-Мариинской обители", – делится Ирина Шуманова.

Акварельные миниатюры – важная составляющая русской дворянской культуры. Третьяковская галерея показывает на этой выставке примерно половину экспонатов из коллекции миниатюр. От императорских портретов – это Александр I – до картин с портретами представителей крестьянского сословия. Это портрет царскосельской крестьянки, возраст которой перевалил за сотню лет. И именно по этой причине по указу Екатерины Второй для истории был выполнен её семейный портрет.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация