"Мгновения Татьяны Лиозновой" – новый выставочный проект РОСИЗО
"Мгновения Татьяны Лиозновой" – так называется новый выставочный проект РОСИЗО. Он охватывает панораму творчества выдающегося режиссера – от самых ранних картин до признанной киноклассики. О линии жизни автора "Семнадцати мгновений весны" – Мария Трофимова.
"Мои дети – это фильмы – говорила Татьяна Лиознова – .... Они же дали мне счастье.... приносили людям надежду, свет, веру в жизнь, а это было главной моей задачей". Сама же линия жизни известного режиссёра неотделима от её творчества, на выставке показана через все её картины: от самых ранних до ставших "киноклассикой". Фотографии со съёмок, кадры из фильмов дополнены агитационными плакатами, живописью советских художников. "Говорят, что женской режиссуры не существует и обычно на это говорят: "а как же Лиознова?". Это то исключение, которое подтверждает правило. Она великий мастер, великий режиссёр, великий человек. И кино, которого мы очень любим, знаем, ценим и смотрим по сей день", – говорит генеральный директор музейно-выставочного центра "РОСИЗО" Ольга Галактионова.
"Три тополя на Плющихе" Лиознова придумала вокруг своей любимой песни "Нежность". А историю "Карнавала" – об иллюзиях и мечтах, о суровой реальности, которая закаляет и делает мудрее, – называла самой автобиографичной картиной. Так же как и Нина Соломатина, Таня Лиознова писала рассказы, печаталась в стенгазете, занималась в школьном театре и мечтала стать актрисой. Но была отчислена с первого курса во ВГИКЕ, из-за недостаточного жизненного опыта. О фильме Татьяна Лиознова говорила, что это её жизнь и сценарий она написала про себя. Даже колонка, из которой пьёт героиня, реально существовала. Она вспоминала, что в детстве самой большой отвагой было зимой, на глазах у местной шпаны, выпить воды из колодца.
В "Семнадцати мгновениях весны" Татьяна Лиознова по-новому показала Великую Отечественную Войну. Её осмысление в кинематографе. Разработала особый стиль, близкий документалистике, где действующим лицом стала сама история и реальные герои. В образ которых режиссёр привнесла многомерность, объективность. Показала фашистов не только злодеями, но умными врагами. Этот подход к раскрытию темы перекликается с творчеством Бориса Неменского. На выставки эскиз к его картине "Безымянная высота". "Где он представил двух солдат. С одной стороны, немецкий солдат, с другой – русский, как в жертвы этой войны. Композиция картины не противопоставляет их друг другу. Она скорее объединяет их, показывает, как жертв вот этих исторических событий", – поясняет искусствовед музейно-выставочного центра "РОСИЗО" Любовь Подлеснова.
Её называли "железной леди". Строгим и властным режиссёром. Но строгой она была прежде всего к себе – вспоминает её названная дочь Людмила Лисина. Закрытая по натуре, ранимая, готовая всегда прийти на помощь. "В ней самое главное воплощение нашего народа – умение сочувствовать, умение сопереживать. Она умела раскопать то сокровенное, что в каждом из нас ещё живо", – делится наследница архива Лиозновой Людмила Лисина. Лиознову всегда интересовали понятия "долг" или "совесть". Интересовали не только как нравственные категории, но и как общественные. Искренне считала, что все её работы об одном, о чём она, человек, родившийся в определенное время, проживший со своей страной определенную жизнь, не могла не говорить.