Мариинский театр представил премьеру оперы Рихарда Штрауса "Ариадна на Наксосе"
Мариинский театр представил премьеру оперы Рихарда Штрауса "Ариадна на Наксосе". Серия из четырех показов включена в программу фестиваля "Звезды белых ночей". Как создавался спектакль, в котором соединились комические обстоятельства и трагедийный пафос, расскажет Ксения Егорова.
У "Ариадны на Наксосе" два автора: композитор-романтик Рихард Штраус и поэт-декадент Гуго фон Гофмансталь. Их творческий союз был долгим и плодотворным – шесть опер за 25 лет. "Ариадна" – третья совместная работа, была подарком режиссеру Максу Рейнхардту – задумывалась как финал для его постановки "Мещанин во дворянстве" по комедии Мольера. Представление успеха не имело, и дуэт переработал материал в полноценную оперу. "Получилась опера с прологом. Мы ее играем в два отделения: сначала пролог, где всё описывается, интрига закручивается, во втором отделении идет сама опера по мотивам мифа об Ариадне. Плюс туда инкорпорирован по желанию богатого господина, в доме которого это все происходит, танцевальный маскарад, ее четыре любовника", – рассказывает режиссёр-постановщик Сергей Новиков.
Во второй редакции мещанин во дворянстве стал венским буржуа, который требует от композитора и артистов представить на званом вечере одновременно серьезную оперу по древнегреческому мифу и увеселительный дивертисмент. Столкновение трагедии и комедии порождает глубокое размышление о природе музыкального театра, где идет вечный спор, что важнее – элитарное искусство или поп-культура. Опера, в которой ставят оперу – быт закулисья, подчас абсурдный, обычно скрытый от публики, здесь органически сосуществует с трагедийным пафосом на авансцене. "В этом вся магия театра и есть, потому что сценическая площадка может сегодня принять балет, потом оперу, потом оперетту, потом мюзикл. Так мы и поступили: создали большую сценическую площадку, которая внутри еще более крупная сцены Мариинского театра, некий театр в театре", – поясняет Сергей Новиков.
"Символистская опера-метафора", "эстетический манифест", "остро социальная сатира" – так отзывались критики об "Ариадне на Наксосе", где сплелись античный миф, итальянская комедия масок, высмеивание венской буржуазии. Предвосхитившая постмодернизм, опера бросает вызов не только постановщикам, но и труппе: требует беспрецедентной виртуозности, особенно от исполнительницы партии Цербинетты. "Это просто фейерверк, эквилибристика, образ который собирает в себе всё: женственность и коварство, лукавство и в то же время какую-то нежность невероятную", – делится солистка оперной труппы Мариинского театра Ольга Пудова.
У Александра Олешко роль мажордома – единственная разговорная в опере. Для драматического актера "Ариадна" – тоже вызов, существование на сцене только с поющими партнерами, и поющими на другом языке. Высокие чувства и комические обстоятельства увлекают слушателей в лабиринт метафор, выйти из которого можно, лишь уцепившись за нить Ариадны.