"Горький. Балет". Премьера Нижегородского театра оперы и балета и фестиваля Context. Diana Vishneva
5, 6 и 7 июля 2024 на сцене концертного Пакгауза пройдет премьера спектакля "Горький. Балет" – совместной постановки фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva и Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.
Премьера пройдёт при поддержке фестиваля "Горький +".
Два одноактных балета – хореографическое переосмысление пьесы Максима Горького "На дне" и его романтической сказки-поэмы "Девушка и Смерть".
Пьеса Максима Горького "На дне" – сложный материал для воплощения средствами хореографического языка. Для Павла Глухова, обладателя "Золотой маски", лауреата премии "Душа танца", победителя международных конкурсов артистов балета и хореографов, было важно сохранить все ключевые события произведения, сделать так, чтобы танцевальная версия передала суть и смыслы, заложенные автором – найти тот хореографический язык, который станет самодостаточным и полноценным средством воплощения драмы.
Музыкальная ткань постановки – произведение композитора Николая Мясковского, которое не имело никакого отношения к прозе Горького, задало свой темп и настроение действу. Хореограф-постановщик представляет зрителю единое прочтение двух произведений, уравновесив темпераменты обоих классиков, избегая жестких рамок и не теряя свой собственный "голос".
Артисты в работе Глухова становятся частью зрителей, а зрители чувствуют себя внутри событий пьесы – вовлекая в социальную игру, постановщик предлагает публике определиться со своей ролью в этой заданной модели общества.
Если первая часть спектакля строится вокруг программного произведения Максима Горького, второй акт основан на практически неизвестном массовому читателю стихотворном опыте 24-летнего писателя "Девушка и Смерть". Хореографом балета по его мотивам выступил обладатель премии имени Бориса Чайковского и Гран-при Международного конкурса артистов балета в Люксембурге Кирилл Радев.
Под музыку Франца Шуберта перед зрителем развернется противостояние любви и смерти, не совместимых и в то же время неразрывных для увлеченного на тот момент Байроном молодого Алексея Пешкова. Своего рода "борьба противоположностей" – одна из наиболее общих диалектических закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления – становится ключевой линией балета-сказки Кирилла Радева. Постановка погрузит зрителя в мир контрастов, где любовь и смерть становятся двумя частями единого сценического полотна, а современная хореографическая лексика и художественное оформление пространства, создают атмосферу, полную таинственности, мистики и неожиданных открытий.
Сцена "Пакгаузы" специфична для показа спектаклей – концертный зал с панорамным видом на Стрелку задаёт свои условия сценографии. Команда Context вместе с художницей Анастасией Нефёдовой без кардинальных изменений трансформируют внутренний и внешний вид площадки, предлагая зрителям мысленно разделить её на три уровня – зрительный зал, сцена, город – так "Пакгаузы" превращаются в телескоп с объективом, направленным на исторический центр Нижнего Новгорода. Используя все три уровня в спектакле, пространство действия расширяется и выходит далеко за пределы заданного периметра.