Андрей Кончаловский: "Грамотный человек на ступеньку выше неграмотного"
Почему молодые люди не умеют общаться, и как это связано с несовершенством современного школьного образования? В чем важность рукописного текста, навыков чистописания и правописания? Как внимательное изучение произведений литературы и прикладного искусства помогает не только обучать, но и воспитывать? И почему грамотные люди всегда находятся на ступень выше неграмотных? Об этом и многом другом рассказал режиссер Андрей Кончаловский, ставший гостем ведущего радиостанции "Маяк" Сергея Стиллавина в его новом видеоподкасте "Учитель".
Язык СМС
По мнению режиссера, нынешняя молодежь привыкла быть краткой – отсюда и скудность словарного запаса. Как объясняет Кончаловский, вероятно, всему виной формат СМС – мобильные сообщения, длина которых технически ограничена.
"У современного поколения все сводится к языку СМС. А этот язык в свою очередь должен быть чрезвычайно экономен. Грубо говоря, может быть, это всего 100 слов".
Обреченные читать
Как объяснил Андрей Сергеевич, сегодня, когда знания в основном получают из интернета, необходимости читать просто не существует. Но раньше книги были единственным способом получения новой информации.
"У моего поколения не было компьютеров. Не было ничего, что облегчает жизнь без чтения. В моей юности мы были обречены читать. Другого пути к познанию не было. И потом, в СССР, поскольку был определенный дефицит знаний, то любознательность и изворотливость для того, чтобы получить дополнительную информацию, были на невероятном уровне".
Уважение к своей истории должно быть важнее оценки поколения
По словам Кончаловского, у современного поколения России полностью отсутствует уважение к собственной истории. А без этого невозможно двигать страну вперед.
"Современное поколение часто, особенно в России, делает белое – черным, а черное – белым. Так устроено манихейство. Есть хорошее и плохое. Больше нет ничего. То, что было плохо – теперь хорошо, а то, что хорошо – теперь плохо. Вот Сталин – кровавый тиран, Ленин – кровавый тиран. И все. К сожалению, мы не уважаем свою историю и не воспитываем это уважение".
Андрей Кончаловский, предложивший свой взгляд на реформирование отечественной системы образования, настаивает, что начинать нужно с малого. Как рассказал режиссер в новом подкасте Сергея Стиллавина, ведущего радиостанции "Маяк", современные школьники должны уметь делать базовые вещи. Читать и писать.
"Чистописание и правописание нельзя игнорировать. Потому что ребенок не должен уметь печатать и не смочь написать. Смысл в том, что мелкая моторика на буквах работает на подкорке. Мозг воспринимает это не только как последовательность красиво и правильно написанных букв, но слов. Мозг усваивает слова. Если ты их пишешь – гораздо лучше, чем если ты их просто печатаешь. Недаром в Китае даже у стариков есть курсы чистописания. Каллиграфия. Ведь мы писали в косых тетрадках. Мы буквы выписывали. Чистописание и правописание – это когнитивность".
При этом уроки чтения, по мнению Кончаловского, в школе нужно проводить в тишине, чтобы дать возможность ученикам самостоятельно ознакомиться с текстом, понять его и проанализировать.
"Мозг должен очень конкретные знаки, которые являются буквами или иероглифами, уметь превращать в некое понятие. Некое понятие – это еще не смысл, но – это шаг к осмыслению. А соединение определенных слов вырастает в некую мысль. Эту мысль нужно уметь понять. А это колоссальный процесс когнитивности. Из крохотной буквы в соединение слов, в представление понятий. А потом дальше нужно понять смысл. Это большая работа мозга. Ребенку не хочется этого делать, потому что мозг не хочет так работать. Почему ребенку необходимо читать? Потому что так у него развивается мозг. Грамотный человек на ступеньку выше неграмотного".
После того, как текст прочитан, наступает время дедуктивного анализа. По словам режиссера, если ребенок прочитал текст и смог понять его смысл, то он может легко вообразить себе все то, о чем рассказывал автор.
"Способность человека без проблем распознавать текст делает для него доступной литературу. Если вы понимаете, о чем идет речь, включается фантазия. А если не понимаете, ничего этого не будет. Школьник должен 1 час читать, а потом рассказывать, как они поняли то, что они прочитали. Это серьезнейшее упражнение, которое называется дедуктивный анализ. Это представление об общем из частного, сложнейший процесс, который необходим человеку, чтобы он мог анализировать ситуацию вокруг себя".
По мнению Андрея Кончаловского, современные дети больше не умеют писать и читать. Вместо ручек и тетрадей – клавиатуры и компьютеры, а вместо книг с новыми знаниями – короткие заметки в интернете. Лишь изменив подход к образованию, мы сможем изменить будущее страны.