Спецрепортаж "Вести Липецк" из музея советского автопрома
В России отметили День автомобилиста. Профессиональный праздник работников общественного транспорта давно превратился в торжество для всех, кто за рулём. Дата установлена почти полвека назад, когда личная машина служила показателем успеха, хотя и приносила владельцу много хлопот. Роман Баданов приглашает вас на экскурсию по выставке советского автопрома.
«Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения». Расхожая фраза плохо вяжется с экспонатами этой выставки. Здесь почти каждый автомобиль — это произведение искусства, но нужно понимать, что советский автопром следовал мировым трендам. В послевоенные годы все старались делать машины красиво, а спустя несколько лет в моду вошёл минимализм. В «Жигулях», самой популярной в Союзе марки — ничего лишнего".
Лимузины, кабриолеты, военные внедорожники и малолитражки — история отечественного автомобилестроения живо отображает и историю страны. Когда серийное производство стало массовым, машины изменили облик городов и образ жизни современного человека. Советского — особенно.
Это сейчас вопрос покупки авто — исключительно денежный. В Союзе нужно было сначала заслужить право обладать машиной — их распределяли за трудовые, или иные достижения, а потом отстоять в очереди несколько лет. Вторичный рынок тоже существовал, но, парадоксально, там приходилось переплачивать.
Илья Крылосов, экскурсовод музей «Автолегенда», создатель туристического сообщества «Открыватели»:
— Если автомобиль выезжал, попадал в частные руки, и попадал в комиссионный магазин, то он как раз прикручивал к стоимости, иногда это составляло в полтора раза больше, чем цена в автосалоне. Преимущество было в том, что ты пришел — и мог сразу купить автомобиль, а не ждать в этой длинной очереди.
Но заводы работали, и с каждым годом машин в СССР становилось всё больше. Сопутствующая инфраструктура — от гаражей до бензоколонок — не поспевала за потребностями.
Официальные автосервисы появились только в 70-х, и тогда пересчитать такие станции можно было по пальцам одной руки.
Илья Крылосов, экскурсовод музей «Автолегенда», создатель туристического сообщества «Открыватели»:
— Каждый автовладелец был и автомеханик. Автоматом! Сразу начинал разбираться во всём, форумов не было, поговорить было не с кем, обсуждалось всё в гаражах, и, в общем, приходили к опыту. То есть автомобилисты, которые сели за руль автомобиля в советский период, и сейчас, спокойно, не боясь ничего лезут под капот современных автомобилей.
В отличие от моделей 21 века, которые все на одно лицо, легковушки века 20-го имели индивидуальные черты. И многое говорили о владельцах. «Волгу» было невозможно спутать с «Запорожцем», если на дороге «Чайка» — значит, едет руководство, если «Жигули» — предприимчивый рабочий класс, и так далее.
Специфика автопрома страны Советов не позволяла идти в ногу со временем — из-за бюрократии и отсутствия конкуренции на внутреннем рынке, иномаркам наши машины уступали. Но не всегда: были и удачные модели.
Илья Крылосов, экскурсовод музей «Автолегенда», создатель туристического сообщества «Открыватели»:
— Например, «Нива» знаменитая. Это первый паркетник, первый кроссовер, если правильно говорить, который появился в целом в мире. Это машина была под определённые задачи, для жителей села, создана, и возымела популярность во всём мире, её продавали более чем в 100 странах.
Тот успех повторить не удалось ни одной отечественной модели, а в наши дни «гражданство» автомобиля однозначно и не установишь: машины можно собирать где угодно. И с каждым днём становится очевиднее, что будущее — за электротранспортом, скорее всего — беспилотным, экологичным и безопасным. А наиболее привлекательные автомобили современности займут своё место на музейном стенде — рядом с предшественниками.