Выставка "Двадцать один длинный, один короткий" в Ельцин Центре
Выставка займет два этажа Арт-галереи, а также свободные пространства Ельцин Центра, где будет показана масштабная инсталляция Ирины Кориной Razzlе-dazzle 2021 года, а также скульптура Ивана Горшкова "Шар" из серии "Скромное обаяние подпорок". Оба произведения объединяет работа с визуальностью городского пространства и цифровой среды с эффектами "битой" картинки, или глитча, материализующимися в виде биоморфных существ или бутафорских архитектурных излишеств, провоцирующих зрителя на поиск в них сходства со знакомыми образами.
Экспозиция будет состоять из шести тематических разделов, в которые войдут произведения живописи, графики, фотографии, а также объекты, инсталляции и видеоработы художников самых разных направлений.
Драматургию первого раздела выставки определяют две масштабные композиции творческого дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубосарского и художника Алексея Каллимы. Созданные практически одновременно, в 2005 и 2006 годах, две работы демонстрируют противоположные фокусы внимания художников, один из которых направлен на локальную хронику событий, а другой – на броские образы рекламы и масс-медиа. Два этих масштабных полотна раскрывают характер нулевых годов во всем его многообразии.
Работы, представленные в первых трех разделах выставки, отражают разные подходы художников к осмыслению своего времени и происходящих событий. Давид Тер-Оганьян сталкивает злободневный сюжет со стилистикой русского авангарда, напоминая о бунтарской сущности этого явления. Художники-концептуалисты старшего поколения – Елена Елагина и Игорь Макаревич – используют прием художественной мистификации, исследуя происхождение форм в русской архитектурной традиции. Буквальное "вживание" в образы героев прошлого – практика художника Владислава Мамышева-Монро, чья серия "Сказки о потерянном времени" возвращает к переломной эпохе начала ХХ века.
Еще одно место на карте экспозиции займут произведения художников, одним из методов работы которых стало обращение к игровой форме и исследованию цифровых пространств, в том числе Ростана Тавасиева, Ивана Горшкова и Михаила Добровольского.
На втором этаже выставку продолжат три раздела, где будут представлены произведения художников 2010-2020-х годов. Так, один из них объединит работы художников, противопоставляющих избыточной визуальности и социальной тематике обращение к минималистичным формам или языку абстракции (например, в работах Ани Желудь и Петра Кирюши), а поискам альтернативных сред – сосредоточение на фундаментальных вопросах философии или исследовании природы изобразительного искусства (произведения Александры Паперно или Александра Повзнера).
В пятом разделе выставки зрители увидят работы начала 2020-х годов, посвященные осмыслению событий современности, от отсылающих к формам классического искусства масштабных работ Людмилы Барониной и Егора Федоричева, до хроники повседневной жизни, в которую складываются скриншоты мобильного телефона Игоря Самолета и обобщающего опыт русских художников прошлых поколений объекта Романа Сакина "Сундук современного русского искусства".
Финалом экспозиции станут работы Александра Гронского. Противопоставив усложненной риторике современного искусства метод прямой фотографии, он фиксирует на своих кадрах едва заметные изменения привычной городской среды.
Название выставки заимствовано у одноименной работы группы МишМаш из коллекции Антона Козлова, которая также будет представлена здесь. В основе работы лежит сюжет все усложняющейся коммуникации между людьми.
"Если подходить к коллекционированию искусства через любовь к художнику, то всегда хочется, чтобы его произведения были доступны как можно большему числу зрителей в самых разных институциях нашей страны. Сегодня я рад показать их в столь близком мне по духу городе – Екатеринбурге – принципиальной для культуры точке на карте нашей страны", – Антон Козлов.