О поиске себя и вечных ценностях: "Калина красная" в Театре на Бронной
"Калина красная" – в Театре на Бронной. Спектакль по повести Василия Шукшина поставила Марина Брусникина – признанный мастер работы с прозой, трудно адаптируемой к театральной сцене, в том числе и с прозой "деревенской". На предпремьерном показе была Яна Музыка.
Резные избы, березы, рожь. Авторы спектакля создали на сцене обстановку сибирской деревни. Большое бревно – центр композиции. Это и символ Сибири, и образ самой судьбы, которая, раскручиваясь маховиком времени, увлекает героев. Парадокс: всё у них есть для счастья, и всё-таки счастья не случается. В Театре на Бронной, как нигде, часто ставят советских классиков – Алексея Арбузова, Юрия Трифонова, Виктора Розова... Возвращают новому поколению зрителей большую литературу ХХ века. Этот материал Богомолов выбрал сам. "Мне Константин Юрьевич сказал: Марина, прочитайте повесть "Калина красная". Я сказала: Да вы что, как же так? Это не надо! Это же культовая история... Но он привел замечательный аргумент: уже выросло поколение, для которого это не культовая история", – поделилась режиссер, заслуженная артистка России Марина Брусникина.
Воплощают не сценарий фильма, а киноповесть "Калина красная" – литературную первооснову. В спектакле звучат не только диалоги, но и авторский текст. Словно голос самого Шукшина. Актер Артём Быстров уверяет тот факт, что есть знаменитый фильм, в котором главную роль исполняет сам автор, ему в работе не мешал. "Сравнивать себя просто бессмысленно и глупо. И не надо этого делать, незачем это делать. Надо идти своим путем, и мы пошли своим путем", – рассказал Артем Быстров.
Это не бытовой театр. Задачи аутентично воплотить деревенские характеры перед актерами не ставили. Артисты сохраняют дистанцию. Они рассказывают эту историю, по ходу становясь то одним, то другим персонажем. "Люди как не умели по-человечески жить, так и не умеют. И понимают это, и страдают из-за этого. Ничего ровным счетом не изменилось", – добавил Артем Быстров.
Актриса Катерина Васильева так прямо и говорит: сегодня все мы стали очень недоверчивыми. У своей героини Любы Байкаловой хотела бы научиться без оглядки идти за своим сердцем. "Мне кажется, она даже немного сказочный персонаж в своем каком-то безграничном принятии. В то же время у нее сильный характер, она всё-таки борется за свое счастье", – призналась Катерина Васильева.
Марина Брусникина считает: с именем Шукшина связано много штампов, и пришло время открыть заново его чутье на абсурд и парадоксальность жизни. Что касается главной темы – почему для героев невозможно счастье – режиссер говорит так: все вопросы здесь, а ответы где-то в другой плоскости.