Выставка "Редкий дар. Истории возвращения культурных ценностей из собрания Российского фонда культуры" в Ростове-на-Дону
Южная столица России – третий город, принимающий экспозицию, которая рассказывает удивительные истории артефактов, возвращенных Российским фондом культуры на Родину в разные годы, и их дарителей. В сентябре выставка с большим успехом прошла в Санкт-Петербурге, а в октябре – в Пятигорске. В обоих городах выставку посетило более 25 000 человек.
Название выставки – "Редкий дар" – многогранно и многозначно: с одной стороны, дар культурных ценностей – удивительное и редкое событие, но с другой, и само их создание стало возможным только благодаря редкому дару – таланту их создателей. Но главный редкий дар – это бескорыстие, душевная щедрость тех, кто причастен к возвращению бесценных артефактов на Родину.
Цель проекта – познакомить широкую аудиторию с историями уникальных культурно-исторических ценностей, возвращенных в Россию из-за рубежа в разные годы Российским фондом культуры, используя актуальные методики и инструменты расширения доступности культуры и создания проектов, адаптированных для посетителей с различным опытом.
"За историю своего существования Фонд помог вернуть на Родину более 130 000 памятников истории и культуры. За эти годы было безвозмездно передано в дар в различные учреждения культуры свыше 100 000 единиц хранения, – отмечает Елена Юрьевна Головнина, генеральный директор ООГО "Российский фонд культуры". – Это уникальные артефакты, каждый из которых может рассказать увлекательную историю. Но те, кто их принес в дар, вернув в Россию, обладают еще более интересными судьбами. В художественном повествовании выставки переплетаются их истории, возрождая образы прошлого и создавая связь с настоящим. Ведь истинные ценности – верность, красота, любовь к Родине и родным – не имеют срока давности. А глубокое понимание и гордость за настоящее своей страны идут от корней, от знания и уважения к прошлому".
С точки зрения инклюзивности экспозиция призвана продемонстрировать на наглядных примерах, как могут применяться различные технологии и практики адаптации выставочного пространства для людей с физическими, ментальными особенностями и разным опытом.
Выставочное пространство состоит из 10 тематических станций, каждая из которых рассказывает увлекательные истории возвращенных даров, воссозданных для выставки в репликах и репродукциях, и их бескорыстных дарителей. В основе архитектурной концепции проекта – аллюзия на транспортные контейнеры и оборудование, которые используются для перевозки и хранения художественных работ. Даже материалы, из которых сделаны стенды, обращаются к теме путешествий произведений искусства – фанера, ЭВА (специальный мягкий материал для упаковки хрупких и особо ценных работ), металлические сетки (на которые крепятся картины в хранилищах).
- Российский фонд культуры. История деятельности Фонда по возвращению в Россию культурно-исторических ценностей: видеотур по особняку Замятиных-Третьяковых в Москве.
- Миниатюры Айвазовского: к числу шедевров, хранящихся в коллекции Фонда культуры, относятся несколько миниатюр кисти Ивана Айвазовского из коллекции внука художника Алексея Ганзена, который, как и дед, служил живописцем при Морском министерстве. Реплика декоративного щита его работы с миниатюрами Айвазовского представлена на этой станции – ее даже можно потрогать.
- Медали "Родины": одним из важнейших даров Российскому фонду культуры стала передача в 1993 году коллекции созданного в 1954 году в Лейквуде (штат Нью-Джерси) русскими эмигрантами музея американского общества "Родина", в том числе уникальной коллекции памятных и наградных медалей. Увеличенные копии четырех из них представлены на стенде – они дают возможность в буквальном смысле прикоснуться к истории.
- Царевны милосердия: генерал-майор А. В. Сыробоярский передал в дар обществу "Родина" фотографии и материалы, связанные с одной из малоизвестных страниц из жизни царской семьи. По традиции, милосердие и благотворительность считались важной составляющей деятельности царских особ: в годы Первой мировой войны императрица и ее старшие дочери лично ухаживали за ранеными в госпитале как руководители Красного Креста, где и познакомились с Сыробоярским. Начавшееся в госпитале знакомство переросло в дружбу, они обменивались письмами до самой гибели царской семьи. Как самую большую драгоценность, зашив в подкладку пальто, Сыробоярский вывез из России царскосельские негативы и письма императрицы и княжон.
- Русская выставка в Америке: в коллекции Фонда культуры хранятся уникальные материалы, связанные с организацией выставки 1924 года, в том числе работы Нестерова, Грабаря и Виноградова – фотографии и репродукции их можно увидеть на стенде.
- Приказ по столу: коллекция американского общества "Родина", переданная в Россию в 1993-1998 годах, включала архивы и мемории многих полковых объединений и офицерских сообществ. Особенный интерес в этой части собрания представляют вещественные памятники военного быта: приглашения на торжественные мероприятия и меню обедов, ужинов и завтраков, которые устраивались полками по случаю юбилеев и других праздничных событий.
- Илья Репин. "Ангел смерти": художник получил за это произведение малую Серебряную медаль, которая для него означала освобождение из податного сословия и получение статуса независимого художника. А в 1964 году это полотно было подарено Борису Александрову, руководителю Ансамбля песни и пляски Советской Армии, как дань признательности за триумфальные гастроли во Франции. В 1988 году Александров передал это произведение Фонду культуры. Сейчас оно находится там, где было когда-то создано – в коллекции музея Российской академии художеств.
- Дмитрий Левицкий. "Портрет неизвестной с розой": ныне хранящийся в Третьяковской галерее, он был написан в 1788 году, но до 1990-х годов исследователи творчества Левицкого даже не догадывались о существовании этого портрета, который, по иронии судьбы, не попал ни в один из каталогов мастера. В 1991 году, когда вдова известного коллекционера и художника Александра Копеловича, выполняя его последнюю волю, передала произведение в дар Российскому фонду культуры, встал вопрос об авторстве этого произведения. Эту тайну разгадали сотрудники Третьяковской галереи.
- Бунин. Литературное зарубежье: в архивах Фонда хранятся уникальные кадры кинохроники, запечатлевшие момент триумфа русской литературы – вручения Нобелевской премии писателю. Пленка была обнаружена в одном из шведских архивов и передана в дар Фонду исполнителем роли Бунина в фильме "Дневник его жены" актером Андреем Смирновым.
- Булавка жены Шаляпина: под впечатлением от экскурсии по залам особняка Замятиных-Третьяковых журналист Дмитрий Балашов решил передать в дар хранящуюся в его семье реликвию – шляпную булавку, которую, по легенде, подарила его бабушке ее соседка, первая жена Федора Ивановича Шаляпина Иола Шаляпина-Торнаги.
В создании экспозиции использованы технологии и практики адаптации выставочного пространства для людей с физическими и ментальными особенностями:
- Мультисенсорность опыта:
Маршрут посещения экспозиции подразумевает разные типы взаимодействия с ней – и не только разнообразие, но и сменяемость опыта. Разные органы чувств участвуют во взаимодействии с тем или иным элементом экспозиции: экспонаты, которые можно потрогать, смена двигательной активности (посетителю нужно наклониться, привстать, потянуться), звуковое сопровождение.
- Универсальный дизайн:
- Равноправие: дизайн не только привлекательный, но и доступный для разных пользователей.
- Гибкость: удобный людям с разной скоростью реакции, правшам и левшам, людям разного роста, телосложения и т.д.
- Простота и интуитивная легкость: понятность, интуитивно считываемый дизайн настолько, чтобы человек не задумывался о том, что делать и куда идти дальше.
- Эффективность передачи информации:
- ясный язык;
- тифлокомментирование;
- шрифт Брайля;
- рельефно-линейный шрифт;
- тактильные экспонаты.
- Минимальное физическое усилие.
- Достаточность размера и пространства: свободное взаимодействие вне зависимости от размеров тела, позы или мобильности пользователя.