Волгоградские мастера показали, как создаются купола и царские врата храмов
Специальные ножницы, словно бумагу, режут металл. Каждая такая заготовка станет одним из сотен элементов будущего купола храма. Нержавеющая сталь, покрытая нитридом титана, обеспечит как долговечность, так и яркий блеск. Купола, собранные Ольгой Хабаровой, своим светом радуют жителей уже в десятках регионах нашей страны. К своему не простому и редкому ремеслу женщина относится с особым чувством.
"Гордость какую-то, это ведь надолго, на века, ни на один год. У меня муж, и в общем у меня три члена семьи, три мужчины на СВО, просто благодаря этой работе легче переживать", – говорит жестянщик-облицовщик Ольга Хабарова.
Из стали мастера формируют прочный каркас, из стеклопластика – основу под будущий купол. Такой материал обеспечивает долговечность конструкции. В волгоградской художественно-производственной мастерской за несколько десятков лет ее истории изготовили уже более тысячи куполов для храмов, церквей и часовен. У каждого из них своя душа и характер – в этом у мастеров нет никаких сомнений.
"Двух одинаковых куполов не бывает, всегда в каждом куполе есть свой нюанс. Бывает легко, бывает за день его можно собрать, а бывает, что он идет три дня и никак что-то не идет", – говорят мастера.
Как сообщает ГТРК "Волгоград-ТРВ", самый дальний купол сияет под солнцем Австралии. Ближе всех в поселке Максима Горького, недалеко от самой мастерской. Активное участие принимает предприятие и в восстановлении храмов Донбасса.
"Один наш купол установлен в Горловке, и чуть позже мы делали купол для Северодонецка. В общем-то работы там много, храмов порушенных войной очень много. Надо будет ехать, все это восстанавливать, делать, чтобы православие вновь, так скажем, засверкало своими куполами на этих новых территориях", – отмечает директор художественно-производственной мастерской Иван Подмарев.
Волгоградские мастера создают и внутреннее убранство для храмов. Иконостасы, царские врата, многоярусные паникадила и множество других церковных элементов. Все в строгом соответствии с традициями, но с применением современных материалов. Анатолий Евдокимов трудится здесь уже 10 лет. Раньше конструировал яхты – материал такой же, но душа у работы, признается мастер, здесь совсем другая. Мастер скромно говорит, что в его работе ничего сложного, но глядя на схему врат, понимаешь, какой же это непростой конструктор. Эти царские врата отправятся в Ярославль, но только после того, как каждый их элемент будет покрыт позолотой.
Золочение – это уже финальный этап работ с этой створкой царских врат. Прежде мастерам необходимо было подготовить изделие, обезжирить его и нанести специальный клеевой состав, на который уже собственно и наносится позолота. Но для этого у мастеров есть только 15 часов. Порой нет времени даже на перерыв. Работа очень кропотливая, ошибка может буквально дорого стоить. Но сами мастера отмечают, что чем сложнее, тем интереснее.
"Усталость проходит, а удовлетворение от своего труда – нет, потому что видишь, что это сначала так, а потом это все сияет. Сама по себе работа волшебная, знаете, как некая медитация", – говорит мастер позолотчик Людмила Лысикова.
На стапелях здесь бывают и по-настоящему огромные элементы, как вот этот шатер, будущая крыша храма. Элемент настолько большой, что доставлять его будут по частям и уже собирать на месте. Сегодня на предприятии работает больше 20 мастеров. Но здесь с удовольствием ждут молодежь, готовую перенимать бесценный опыт.
"Мы можем обучить, показать, рассказать, дать профессию человеку, которая, я так думаю, в жизни обязательно пригодится и на других рабочих местах", – говорят мастера.
Коллектив мастерской уверен, что продолжатели дела придут. И тогда уже новые поколения мастеров не только сохранят традиции православного зодчества, но и как их предки пополнят духовную сокровищницу нашего народа.