9 ноября 2024, 18:36 9 ноября 2024, 19:36 9 ноября 2024, 20:36 9 ноября 2024, 21:36 9 ноября 2024, 22:36 9 ноября 2024, 23:36 10 ноября 2024, 00:36 10 ноября 2024, 01:36 10 ноября 2024, 02:36 10 ноября 2024, 03:36 10 ноября 2024, 04:36

Деревянный модерн: музей истории Волхова отреставрируют

  • Картинка
  • Деревянный модерн: музей истории Волхова отреставрируют
  • Картинка
    Деревянный модерн: Музей истории города Волхова отреставрируют
  • Деревянный модерн: музей истории Волхова отреставрируют
Особняк был построен в 1924 году для Генриха Графтио, руководителя строительства первой в Советском Союзе гидроэлектростанции.

Музей истории Волхова отреставрируют в Ленинградской области – впервые за сто лет. Этот особняк – образец деревянного модерна – был построен для инженера Генриха Графтио. Сейчас дому, в котором гостили великие политики, инженеры и поэты, планируют вернуть исторический вид. Подробности у Юлии Струковой.

Этому деревянному дому сто лет. Он был построен в 1924 году прямо напротив Волховской ГЭС для Генриха Графтио – руководителя строительства первой в Советском Союзе гидроэлектростанции. Дом нуждается в комплексной реставрации, которую планируют начать уже в следующем году. "Будут выполнены работы по ремонту фундамента, потребуется где-то замена венцов, где-то бруса на верхних этажах", – рассказала директор Музейного агентства Ленинградской области Леся Колесникова.

С 1969 года в Доме Графтио открыт Музей истории города Волхова. Он возник как поселок строителей Волховской ГЭС. Первыми на Волховстрой прибыли 12 плотников Воронежской губернии. А к концу строительства здесь трудились более 13 тысяч человек. "Место определила река. Пороги, которые существовали на этом месте, на протяжении 11 км, препятствовали судоходству. Проект инженера Графтио был чем хорош – тем, что объединял интересы судоходства, то есть сделать реку судоходной, и вместе с тем использовать энергию падающей воды для того, чтобы обеспечить дешевой электроэнергией Санкт-Петербург", – отметила сотрудник Волховской гидроэлектростанции Светлана Менячева.

До революции строительству ГЭС препятствовали владельцы тепловых электростанций Петербурга. Они не были заинтересованы в дешевой и доступной электроэнергии. И только в 1918-м проект Графтио поддержал Ленин. Волховскую ГЭС строили восемь лет. Генрих Графтио проводил на работе всё время, жил в поездах и вагонах, пока у него не появился этот дом. "Здесь и решались самые важные вопросы, связанные со строительством Волховской ГЭС. Был здесь Сергей Миронович Киров, приезжал сюда и Куйбышев, уже после окончания строительства, в 1927 году, здесь побывал Сталин. На строительство приезжали поэты, писатели. Здесь был Демьян Бедный, был Алексей Толстой", – напомнила заведующая филиалом Музея истории города Волхова Ольга Николаева.

В народе Дом Графтио называли "шведским" – то ли из-за присутствия в архитектуре скандинавского стиля, то ли оттого, что здесь жили шведские инженеры, которые участвовали в установке оборудования Волховской ГЭС. "Графтио – это человек требовательный, к себе в первую очередь. Всё, что его окружало и в быту, и на работе должно было быть высшего качества. Поэтому, конечно, и мебель сохранилась, поэтому и гидроэлектростанция почти 100 лет работает", – поделилась главный хранитель фондов Музея истории города Волхова Ирина Пузанова.

После окончания строительства Волховской ГЭС в Доме Графтио в разные годы были горком партии, штаб обороны города, Дом пионеров. Конечно, какие-то интерьеры перестраивались. В 46-м году советское правительство подарило академику Графтио персональный автомобиль ГАЗ-М11. Сотни километров Генрих Осипович проехал по стране – приходилось много перемещаться. Когда в 70-х машину передали музею, веранду дома приспособили под гараж. В ходе реставрации планируют вернуть интерьерам Дома Графтио исторический вид. А экспозиция Музея истории города Волхова предстанет в обновленном виде.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация