Волшебные сказки: выставка мозаичных картин открылась в Москве
От Пушкина до Бажова – героев любимых сказок объединили на выставке мозаичных картин, которая открылась в Москве. 40 авторов работали с различными формами и фактурами, чтобы создать "окна" в сказочной мир. Стеклянное волшебство увидела Алия Шарифуллина.
Царевна-лягушка, Алиса в стране чудес, Щелкунчик, Русалка, Старик из "Рыбака и рыбки" – не просто сочетание цвета, формы и фактуры, а целый мир, заключенный в кусочках стекла и камня. Через это сказочное, волшебное окно выставка раскрывает необъятные возможности мозаики. Как, например, здесь она вышла из плоскости, расстелилась скатертью-самобранкой. "Классическая римская мозаика. Здесь использован натуральный камень, классическая выкладка. Она более традиционно представляет мозаику. Вот эта щука прекрасная – здесь тоже использована смальта, витражное стекло. Мы хотели создать эффект чешуи, чего-то струящегося, красивого. Этот горшочек с медом тоже очень классный. Мы подобрали специальные материалы: это была плитка, серебро, натуральное золото", – поделилась художница Ксения Вардоиани.
Внушительный список и у "Хозяйки медной горы". Множество минералов: яшма, опалы, змеевик. Подол платья выполнен из стекла. Таким разнообразием художница хотела показать, что мозаичной технике подвластны любые материалы. "Еще мне хотелось поработать в монохромной цветовой гамме. Как вы видите, здесь в основном разные оттенки зеленого и бирюзового. Мне кажется, что таким образом можно намного интереснее раскрыть сам материал, когда вы работаете в одном цвете", – пояснила художница Алина Туряница.
Мозаика – один из древнейших видов монументального искусства. Израиль, Греция, Италия, Турция и множество других мест Земли хранят драгоценные древние мозаики. Менялись технологии, составы растворов, процесс изготовления смальты. Но по сути мозаика на протяжении веков остается изображением, выполненным из множества частиц, которые закрепляются в слое грунта. В работах, представленных на выставке, используются традиционные техники, которые переплетаются с элементами современных течений в мозаике. "В прошлом веке был скачок, потому что появились достаточно прочные клеи и основы, которые позволили оторвать мозаику от архитектуры. Сейчас мы можем делать картины, то есть приклеивать их на основу. Причем мы можем делать как маленькие, так и большие работы. Благодаря техническому развитию мозаика получила такую свободу, где мы можем, как художники, размышлять на разные темы", – рассказала куратор выставки, главный художник Школы мозаики "Фавока" Карина Фавока.
Это "дерево жизни" выполнено в одной из сложнейших и дорогостоящих техник – микромозаики, истоки которой уходят в Древнюю Грецию. Впервые эта техника появилась в Риме, а ее расцвет пришелся на рубеж XVII-XVIII веков. Сегодня картины из сотен мельчайших частиц собирают из смальты – самого яркого материала из всех существующих для мозаики. Можно передать тончайшие цветовые переходы. "Сложность микромозаики в том, что она выполнена из маленького модуля, то есть наши тессерки, из которых идет построчная выкладка, от пяти-четырех миллиметров и меньше, до двух миллиметров могут быть. Поэтому подкалывать их непросто, нужно выработать мастерство", – призналась художница Альвина Рябинина.
Для этой выставки объединились более 40 авторов – студенты школы мозаики "Фавока" разных возрастов и уровня подготовки. Работали в течение года, чтобы представить волшебный мир удивительного искусства.