Солисты "Студии новой музыки" исполнили авангардное сочинение Эдисона Денисова
"Студия новой музыки" и актер Вениамин Смехов представили совместную программу. Искусством художественного слова артист увлечен давно, в последние годы он часто выступает с симфоническими и камерными коллективами. Эту музыкально-литературную композицию посвятили театру. Ксения Луженкова продолжит.
Сопрано, скрипка, виолончель, рояль и звон колоколов вторят опусам обэриутов. В авангардном сочинении Эдисона Денисова "Голубая тетрадь" драматургический ряд из десяти произведений Хармса и Введенского: человек отчужденно путешествует по абсурдному, страшному миру. В восьмидесятые годы советские слушатели знакомились с авангардной музыкой Альфреда Шнитке, Галины Уствольской, Эдисона Денисова. Впервые вокальный цикл "Голубая тетрадь" прозвучал 40 лет назад в соседнем Малом зале Московской консерватории. Сочинения обэриутов в то время еще не печатались. Вениамин Смехов стал первым чтецом в постановке. "Папа просил передать вам всем, что театр закрывается. Нас всех тошнит". Абсурд и парадокс. То, что сегодня прозвучит с этой прекрасной сцены, оно не будет никак связано с традициями социалистического реализма", – декламирует и комментирует актер Вениамин Смехов.
Классическое инструментальное исполнение дополняют дисгармоничный звон стекла и скрежет струн. В партитуре Денисов прописал: второй рояль должен быть расстроен. "Все образы, которые рождаются благодаря этим приемам звукоизвлечения, абсолютно созвучны тому, что пишет Хармс; тому, что пишет Введенский; та же самая Уствольская. Вот где Куб замечательный такой участвует – такого инструмента нет, но он необходим, потому что придает особое содержание", – говорит главный дирижер ансамбля "Студия новой музыки", заслуженный артист России Игорь Дронов.
"Отзвук театра" рождается в дихотомии музыки и слова. Прозу Хармса декламирует чтец. Стихи Введенского – это вокальные партии. "Я проживаю путь некой героини, которая испытывает целую бурю эмоций, страданий и пытается это всё донести до слушателя", – поясняет певица Алёна Верин-Галицкая.
"Одно из самых грустных, самых страшных сочинений" – так отзывался о "Голубой тетради" автор. Это попытка отобразить мир полным неразрешимых противоречий.