Третьяковская галерея открыла выставку в павильоне №1 на ВДНХ
Третьяковка теперь на ВДНХ. Первый выставочный проект в павильоне номер один посвятили искусству XX-XXI веков. Новая площадка дает галерее возможность экспонировать монументальные полотна. Мария Трофимова была на открытии.
После масштабной пятилетней реставрации одно из самых знакомых и монументальных сооружений ВДНХ – "главный" павильон, образ Советского Союза, вновь открыл свои двери. Построенный в 54-м архитекторами Щуко и Столяровым, в традициях русской классической архитектуры, здание не раз меняло свое значение и наполнение. И новая глава его истории – совместный выставочный проект с Третьяковской галереей. "В этом павильоне в различные времена презентовалось многое, что опиралось на ключевые достижения в индустрии, промышленности, в культуре, науке и в сельском хозяйстве", – рассказывает генеральный директор ВДНХ Сергей Шогуров.
В торжественных и богато украшенных интерьерах: барельефы, панно и фрески. На них – жизнь страны Советов. В этом пространстве, как равноправные партнеры, произведения из собрания Третьяковки. Живопись и скульптура мастеров 30-50-х годов, которые работали над оформлением павильонов главной выставки страны. Но начинается экспозиция с полотен современных художников Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. Их цикла полиптихов "Времена года русской живописи". "Весна, лето, осень, зима – все основные произведения русского искусства. "Девочка с персиками" Серова, "Портрет Павла Михайловича Третьякова", многие произведения, которые хорошо нам знакомы. Купание красного коня" Петрова Водкина – один из самых основных акцентов одного из полиптихов, и многие другие. Он вводит, он претворяет основную экспозицию", – говорит заместитель генерального директора Третьяковской галереи по развитию новых музейных пространств Александра Гусейнова.
Холст Александра Дейнеки "На открытии колхозной электростанции" рассказывает о событиях 27-го года, когда рядом с Тбилиси на месте слияния рек Куры и Арагви начала работу первая в стране Земо-Авчальская ГЭС. Сама картина – реплика. Оригинал, который художник написал специально к открытию павильона, не сохранился. Один из столпов соц-арта – Дейнека показывал счастливую жизнь советских граждан. Ее новый образ, в основе которого труд и спорт. Тема спорта как культа, сильного и здорового тела никогда не переставала интересовать Дейнеку. За мозаику "Хорошее утро" художник был удостоен Ленинской премии. Гимн здоровью и совершенному человеческому телу. Ода труду и плодородию. Строители, землепашцы, ученые. Энтузиазм и радость жизни в их лицах. Вот редко выставляемое майоликовое панно Исидора Фрих-Хара "Жить стало легче, жить стало веселее!" или праздник в азербайджанском колхозе. Пейзажи и картины мирного труда и отдыха на полотнах Нисского, Лучишкина, Герасимова и Пластова. "Который просто является советским Брейгелем, потому что здесь тоже, как на картине "Жнецы" или "Урожай", запечатлен момент отдыха, но люди не просто изнурены работой, а они счастливы", – объясняет директор Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля Дмитрий Бак.
На горельефе "Знаменосцу мира, советскому народу — слава!" – тысячи советских людей разных национальностей, профессий и возрастов на фоне знаковых сооружений. Созданное специально для Центрального павильона Евгением Вучетичем и группой скульпторов, произведение долгое время считалось утерянным. Заколоченный фанерой горельеф обнаружили во время реставрации. В главном зале павильона вернулись в свои исторические ниши после реставрации, другие два панно из четырех. Из запасников Третьяковской галереи. Сохранились право на отдых и в доме отдыха на черноморском побережье и право на образование. Студенты нового здания МГУ, высотка была открыта в 53-м году, а в 54-м вот это панно было создано для этого павильона. Созвучные тому пространству здесь скульптуры Шадра, Лебедевой, Белашовой и, конечно, Мухиной. Ее знаменитая композиция "Рабочий и колхозница" – в центре зала.