В Спасо-Евфимиевом монастыре установят новые надвратные иконы
Еще один подарок к 1000-летию Суздаля. В Спасо-Евфимиевом монастыре, объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО, установят новые надвратные иконы. Это совместный проект Владимиро- Суздальского музея-заповедника и Академии живописи Ильи Глазунова. Репортаж Юлии Струковой.
Шесть икон уже через несколько дней будут освящены и установлены на фасадах церквей и башен Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Над образами около года работали преподаватели и студенты Академии живописи, ваяния и зодчества. "Там долгое время были в ниши вставлены в киоты распечатки – такие, как уличные баннеры и они стали неприглядного вида, цвета. К юбилею Суздаля мы решили сделать подарок Суздалю", – рассказал ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, народный художник России Иван Глазунов.
Спас Смоленский, Благовещение, Преображение Господне, образ преподобного Евфимия Суздальского – основателя и архимандрита монастыря. Надвратные иконы с этими сюжетами были на фасадах, но быстро изнашивались под воздействием температур и осадков. Их часто заменяли. На этот раз их выполнили в технике силикатной живописи, позволяющей дольше сохранять произведение в уличных условиях. "Эта техника живописи родилась в конце XIX века, родоначальником является немецкий химик Кейм. С этого момента многие художники пробовали писать в этой технике, но она была достаточно сложная, трудоемкая, и не всякий художник решится ее использовать", – объяснила декан факультета реставрации живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Татьяна Лукьянова.
В Академии вели практическую разработку этой техники. Особым образом готовили краски, а так же связующее на жидком стекле. Испытывали материалы на долговечность, морозо- и водоустойчивость. "Эти краски, когда наносишь, белеют. Они меняются в цвете и в тоне. И это был сложный момент попасть в тот цвет, в который нам хотелось. Мы замешивали колера в большом количестве. И если посмотреть наши фрески – то можно увидеть, что они все исполнены в одной цветовой гамме", – поделилась студентка Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Сюзанна Замякина.
Но все начиналось с подбора иконографии. Ориентировались на стилистику XVII века. В том числе изучали музейные образцы. "Нам говорят – должен быть Спас Смоленский. Мы находим образцы древние XVII-XVI века, прорабатываем их на свой вкус, дорабатываем их, делаем новые картоны и потом уже пишем", – прокомментировал доцент кафедры реставрации живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Антон Старцев.
Работа чем-то напоминала древнюю, артельную – одни левкасили доски, другие переносили на них рисунок, третьи работали с ним более тщательно. "Это большая ответственность: на этот образ кто-то будет молиться. Необходимо подготовиться не только информационно, но и духовно. Мы достаточно строго к этому подходим. Это что-то личное, если учитывать, что раньше иконы писали монахи", – призналась студентка Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Дарья Козлова. Главное, к чему стремились в Академии, к подобию артельного письма XVII века, чтобы не было заметно авторства. Именно такой, соборной, типовой, была живопись надвратных икон того времени. Теперь образа вновь появятся на своем историческом месте.