Символике красного цвета посвятили выставку
Алый, багряный, рубиновый, пурпурный, кумачовый и кармазинный. На выставку "В круге цвета. Красный" в Самарский филиал Третьяковской галереи привезли 70 экспонатов из московского собрания – от древнерусских икон до полотен авангарда. Все оттенки красного увидела Вероника Тивикова.
Выставка "В круге цвета. Красный" – это не только Малевич, Кандинский, Гончарова. Начинается экспозиция в самарской Третьяковке с древнерусской живописи, а именно иконы Богоматери, где красный – цвет первородной глины, из которой создан мир. А это то самое "Купание красного коня". Работа над картиной началась весной 1912 года в Саратовской губернии на хуторе "Мишкина пристань". И это была реальная сцена купания лошадей и мальчишек на Волге. Кузьма Петров-Водкин вспоминал: "В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой". Именно "Купание красного коня" стало точкой отсчета большой выставки в Самаре. Она готовилась на протяжении нескольких месяцев. "Это все без индивидуальностей человек, который объединен в единый кулак для создания чего-то нового", – объясняет экскурсовод Алина Богданова.
В одном ряду с Казимиром Малевичем и его "Девушкой с гребнем в волосах" работы соратников Константина Рождественского и Анны Лепорской. Их картины про 30-е годы, время коллективизации, где красный – цвет бесконечного и предельного. Всего в Самару прибыло более 70 полотен не только из Третьяковки, есть работы и из частных коллекций. Под выставку специально была переделана вся архитектура залов. "Те, кто был на выставке "На вкус и цвет", придет на эту выставку. Вы увидите, что залы выглядят совершенно по-другому, другая застройка, другой цвет стен, даже навигация по залам будет выстроена по-другому", – говорит директор филиала Государственной Третьяковской галереи в Самаре Михаил Савченко. От русской иконы к авангарду и искусству ХХ века, для которого красный был знаковым, – этот путь пройдут первые посетители. Для каждого красный откроется во всем своем множестве оттенков.