Лента Фрэнсиса Форда Копполы "Мегало-полис" выйдет на российский экран
Нашумевшая лента Фрэнсиса Форда Копполы "Мегало-полис" выйдет на российский экран 9 января. Сам режиссер называет фильм проектом мечты – работа над ним продолжалась почти полвека. На московской премьере была Алия Шарифуллина.
"Мегалополис" не просто "выстрелил" громко – оглушительно громко. Монументальный эксперимент Фрэнсиса Форда Копполы в 120 миллионов долларов обсуждают яростно уже несколько месяцев. И такого радикального разрыва реакций индустриальная критика не припомнит. Вот лишь несколько отзывов: "Раздутый, скучный и поразительно поверхностный фильм"; "Это именно тот фильм, который Коппола и собирался снять, – бескомпромиссный, интеллектуальный, и при этом удивительно искренний"; "Смехотворно жалко и настолько плохо, что даже хорошо".
Стас Тыркин, кинокритик: "Я считаю, мы должны с благодарностью воспринимать тот факт, что фильм добрался до России, хотя во времена Каннской премьеры не было уверенности, что он выйдет где-то в мире, потому что никто из прокатчиков глобальных его не хотел прокатывать".
При этом сам Коппола убеждён, что фильм выдержит испытание временем и станет классикой жанра, как это было с "Апокалипсисом сегодня". Более того, режиссёр считает "Мегалополис" своей лучшей картиной, над которой он работал почти полвека. На производство потратил собственные деньги, продав часть своего прибыльного виноградника. И это вполне в стиле Копполы, привыкшего играть по- крупному и ставить всё на красное – или всё, или ничего.
Фрэнсин Форд Коппола, режиссер: "Я помню, как взял 130 пустых страниц и написал на титульном листе "Мегалополис Фрэнсиса Форда Копполы", а ниже — "Все дороги ведут в Рим". Я представил, что эти листы не пусты, взвесил пачку в руках и подумал, что однажды этот сценарий будет существовать. Я вкладывался в этот фильм от всего сердца".
Настасья Горбачевская, кинокритик: "Коппола снимал за свои деньги, он был царь и бог на съемочной площадке, как он любит. И это для нас как бы результат того, что бывает если нет никаких ограничений. И в этом контексте, мне кажется, очень интересно смотреть на то, что получилось. Всеобъемлющая свобода – вот что она дает и что забирает у автора".
Римский эпос в декорациях фантазийной Америки наших дней. Город Новый Рим нуждается в переменах и это вызывает конфликт между Цезарем Катилиной – гениальным архитектором-реформатором, мечтающим построить идеальный мегаполис будущего и ультраконсервативным мэром города Франклином Цицероном, который считает, что утопии ведут к хаосу и дистопиям.
"Пока стоит Колизей, стоит Рим", – эта фраза звучит в фильме, и она понятна – любой империи нужны зрелища. Коппола и попытался такое предоставить. Герои цитируют Шекспира и античных философов, иногда и вовсе переходят на латынь. Калейдоскопу идей вторит визуальная феерия – с образами классицизма соседствует ар-деко. В какой-то момент город будущего превращается в град обреченный, застроенный до такой степени, что вот-вот рухнет, и оставит зрителей задыхаться под его завалами до самых титров.
Егор Москвитин, кинокритик: "Это кино, которое настолько разнообразное, несобранное, пренебрегающие любыми правилами, что, конечно, от него становится как-то не по себе. При этом, ты понимаешь, что мастер на самом деле оставляет завещание и его очень волнует то, что происходит в мире. То есть это фильм, у которого гораздо больше ответственности и собранности, чем у многих других картин нашего времени".
При всей оглушающей эклектичности "magnum opus" Копполы назвать однозначной неудачей у критиков не получается. "Пока есть вопросы и диалог – это утопия" – говорит Цезарь в финале фильма. Пока есть утопия, есть и надежда. Пока есть ставящие все на карту, режиссеры-мечтатели, пробуждающие бурные дискуссии, у кинематографа есть будущее. И как изрекает главный герой: "Когда мы прыгаем в неизвестность, мы доказываем, что мы свободны".