Водолазы в Керченском проливе действуют наощупь
В битве за чистоту Черного моря первая линия обороны находится на воде. Места крушения двух танкеров и почти 400 квадратных километров вокруг контролируют больше двух десятков судов: мониторят акваторию и собирают нефтепродукты. Сейчас на воде видимых пятен нет.
Спасатель Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы Вячеслав Давыдов рассказал, что в случае обнаружения нефтяных пятен можно развернуть боны, чтобы убрать нефтепродукты с воды.
Все четыре фрагмента танкеров находятся под круглосуточным контролем. Корма, севшая на мель, хоть и не дает утечку, окружена бонами. Еще одна корма и две носовые части лежат на глубине около 20 метров. Основную опасность представляют именно носы – там места разломов прошли прямиком через грузовые танки.
Руководитель Морспасслужбы Виктор Чернов отметил, что 1 и 2 танк с большой вероятностью можно сказать, что они повреждены и находятся на дне с грузом. Одна сторона 3 и 4 танков была полностью разрушена, из них вытек мазут.
Водолазам предстоит найти точку подсоединения к затонувшим фрагментам, чтобы можно было откачать из них мазут. Также необходимо обследовать толщу воды, чтобы понять, как ведет себя нефтяная пелена в такую погоду.
По словам главы МЧС России Александра Куренкова, она не поднимается наверх, но и не опускается вниз. Нужно проанализировать дно с помощью водолазов в том числе. Для откачки нефтепродуктов из затопленных судов на побережье Черного моря прибыла система Lamor. Для того чтобы протестировать работу системы на суше, специалисты Морспасслужбы изготовили макет грузового танка. Он позволит водолазам отработать свои действия, потому что в море придется работать в условиях ограниченной видимости.
Устанавливать соединение затопленных танков с системой предстоит несмотря на волнение моря, плохую видимость на дне и мазут, пеленой обернувший затонувшие фрагменты.
"Вода может быть очень мутная, что свет есть, что его нету. Все наощупь практически, руками", — рассказал водолаз аварийно-спасательного подразделения Каспийского филиала Морспасслужбы Виктор Кузнецов.
Состоит система из нескольких блоков: это силовой агрегат, вакуумная установка, парогенератор – он нужен для размягчения мазута, остывшего под водой. Паровую установку проверяют в море. После откачки вода с нефтепродуктами попадает в сепаратор. Система установлена на аварийно-спасательном судне "Спасатель Ильин" и готова к работе.
Вторая линия обороны в битве за экологию стоит на побережье — это больше десяти тысяч человек, очищающих пляжи от мазута в любую погоду. Пара человек может за 2-3 часа собрать 30 мешков мазута, но обработать, к сожалению, всего 3-4 квадратных метра.
Море усложняет задачу, поверх пятен штормы наносят песок, из-за чего получается слоеный пирог из песка и мазута. Что делать с этим небезопасным пирогом, выясняют ученые МГУ. Они в 2020 году разрабатывали технологию уборки дизеля, спасая Норильск. Для этого они используют разные реагенты и уголь.
"Сейчас мы пытаемся гидрофилизовать этот песок, хотим его запечатать в угольную массу, после чего можно его изжигать", — сказала главный научный сотрудник химического факультета МГУ Ирина Перминова.
В лабораториях химики пробуют разные варианты растворителей жиров: глицерин, растительное масло, другие вещества. Идет постоянная очистка 55 километров побережья.
Министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов отметил, что это не означает, что на побережье одно сплошное нефтяное пятно.
"Местами убирая его с верхним грунтом, мы не даем ему возможности на солнце нагреться, растопиться и погрузиться еще ниже залегания", – подчеркнул он.
С побережья вывезли больше 40 тысяч загрязненного песка и грунта. По прогнозам, предстоит убрать до двухсот тысяч тонн. Принимают отходы временная перевалочная зона и четыре площадки для утилизации.
"Грунты будут перевозиться на площадки временного хранения, а там они не должны долго лежать. Потому что в плюсовом температурном режиме все это начнет пахнуть. И это важно быстро утилизировать", — добавил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
Патрули мониторят 220 км береговой линии, чтобы не пропустить новые мазутные пятна. Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело о непринятии мер к ликвидации последствий разлива мазута.
Также следователи выясняют, каким было состояние танкеров, почему они оказались в шторм в море и можно ли было избежать крушения и загрязнения природы. Капитаны сотрудничают со следствием, судовладельцы – с властями и подтверждают свое участие в предстоящей ликвидации фрагментов танкеров.
Чрезвычайной ситуации на побережье Черного моря присвоен статус федеральной. Это позволит привлечь к ликвидации последствий дополнительные финансы, силы и средства федеральных органов власти и госкорпораций. Режим ЧС регионального характера введен в Крыму.
Анапские пляжи зимой не видели такого количества людей и ждут подкрепления – на новогодние каникулы о своем желании приехать помочь заявили сотни добровольцев. Разлив мазута в Черном море войдет в историю страны и в личную историю нескольких тысяч человек, своими руками спасающих курорт от мазута.