Российское кино под многометровым льдом санкций выполняет боевую задачу
Объем рынка кинопроката вырос по отношению к прошлому году на 16%. Доля в сборах российского кино почти втрое перекрывает рекорд допандемийного 2019-го, когда в нашем прокате три четверти кассы приносил Голливуд.
Для сравнения, на долю отечественного кино тогда приходилось лишь 23% от общего числа зрителей. В 2020-м – уже 46,9%, а в 2024-м доля зрителей российских фильмов у нас поднялась до 78%. Сам рынок при этом тоже продолжает рост. Цифры красноречиво подтверждают то, в чем каждый кинозритель России успел убедиться сам: наше кино – на взлете!
Самый засекреченный российский кинопроект грядущего года фильм — "Кракен". В океанских глубинах новейшая подлодка ищет крейсер-стратег, пропавший после загадочных акустических аномалий.
Фильм от команды "Движения вверх", "Экипажа" и "Легенды-17" студии "Тритэ Никиты Михалкова". Все российское кино находится в автономном плавании, под многометровым паковым льдом санкций скрытно выполняет боевую задачу.
"Укреплять и развивать суверенность нашего кино. Чтобы зритель ходил на российское кино, чтобы зритель его любил, чтобы это кино могло как мягкая сила распространяться в дружественных нам странах, которые наши ценности разделяют. В этом я вижу эту задачу", — поделился продюсер, генеральный директор студии "Тритэ Никиты Михалкова" Леонид Верещагин.
С трудом наскребавшее четверть сборов на своем родном рынке до ухода Голливуда, наше кино сегодня дает три четверти валовой кассы страны. Сборы его находятся на историческом пике. Оно само развивает рынок.
"Из страны уходит Голливуд, российской культуре предсказывают изоляцию, а кинотеатрам предсказывают скорый крах. И вот здесь сработало все, что государство и индустрия делали до того. Мы все вместе сформировали аудиторию, которая на протяжении последних 15 лет с момента создания Фонда кино начала ходить на российские фильмы. Им сегодня по 35 условно, обзавелись семьями, у них родились дети, которые тоже ходят на российское кино", — сказал Верещагин.
Этот новый зритель, которого наше кино уже никогда не захочет отдавать конкурентам, — выводит на табло убедительный счет. "Холоп 2" и "Бременские музыканты", "Лёд 3" и "Огниво" зарабатывают достаточно, чтобы развивать отрасль дальше, и дают предвкушение новых побед.
"И спасибо большое президенту и правительству России, и Фонду кино. И всем-всем коллегам-продюсерам за то, что этот вызов был принят, и мы все вместе индустриально работаем и поддерживаем не только друг друга, а поддерживаем производителей, поддерживаем кинотеатры, поддерживаем фактически дальше весь потребительский сектор", — отметил генеральный продюсер Yellow, Black and White Эдуард Илоян.
Впереди и яркие спортивные драмы про реальных героев — трехкратную олимпийскую чемпионку Ирину Роднину или "Первого на Олимпе" блокадника Юрия Тюкалова (от режиссера "Мистера Нокаута" Артема Михалкова). И добрые семейные истории вроде продолжения любимой всеми "Пальмы". И новые сказки.
По словам руководителя киностудии СТВ, продюсера Сергея Сельянова, Америка делает 800 фильмов в год, из них 25 берут всю кассу мира, существенную часть. Одно из необходимых усилий — развитие новых жанров. Смотреть в будущее своими глазами зритель привыкает с родной научной фантастикой — наукоемким, технически сложным жанром, в котором Голливуд у нас раньше правил безраздельно.
"Ресурсов и опыта сейчас довольно много. Его достаточно, чтобы наращивать обороты. Совершить, может быть, резкий скачок — наверное, нет. Но год за годом прибавлять и наращивать эти обороты у нас ресурса достаточно", — считает режиссер, сооснователь киностудии "Водород" Александр Андрющенко.
Грядут и эпические постановки, каких еще не было в нашем кино: “Рождение Империи” — о восхождении Петра Великого к судьбоносной Полтавской победе.
"Я думаю, что вот тогда, в 2009 году, когда было принято решение переформатировать государственную поддержку, мы же были на развилке. Либо превратиться в отверточную сборку и обслуживать интересы голливудских картин, занимаясь их дубляжом, озвучанием и так далее. Либо создавать в условиях жесточайшей конкуренции свою индустрию. И сегодня, с моей точки зрения, мы победили в этом, и мы имеем, одна из немногих стран на самом деле, свою суверенную национальную киноиндустрию. Вот этот путь — это большая победа", – заключил Леонид Верещагин.
А пока в новогодние кинотеатры летит "Финист. Первый богатырь", новая зрелищная и смешная глава самой кассовой саги в современном российском кино. Перед каждым сеансом — праздничный сюрприз от Чебурашки. Второй фильм про ушастого уже в работе и выйдет на экраны через год.