Фрески XVII века открыли в Италии
Фрески XVII века открыли в Италии. Они были спрятаны за подвесным потолком на вилле Фарнезина в Риме. О редких росписях, истории их неожиданного обнаружения и выставке, которая возникла благодаря им – Валерия Кудрявцева.
Когда электрик Давиде Ренцони открыл люк в потолке виллы Фарнезина эпохи Возрождения в Риме, чтобы проверить кабели, он и подумать не мог, что обнаружит нечто ценное для истории искусства. За подвесным потолком оказались летящие херувимы и осенняя пастораль с нетронутой веками яркостью. "Тем утром, во время плановой проверки, я поднялся наверх, и несмотря на плохое освещение, первое, что я увидел, пейзаж позади меня и этот херувим. Затем я увидел ещё один люк, пошел за лампой, и когда я её включил, оттуда появилось это чудо. Моим первым чувством было огромное изумление", – рассказывает электрик Давиде Ренцони.
Вилла Фарнезина – жемчужина архитектуры эпохи Возрождения на берегах Тибра, наиболее известна фресками Рафаэля. Вновь обнаруженные находятся на старом потолке помещения, когда-то гостиной Агостино Киджи, богатого банкира и мецената, построившего виллу в начале XVI века. Они были скрыты под более поздним потолком, построенным и расписанным в XIX веке. "Первоначальные исследования, проводимые Accademia dei Lincei показывают, что декорирование было выполнено в то время, когда, великий художник Карло Маратта прибыл на виллу Фарнезина. Карло Маратта поручил своим ученикам реставрировать знаменитые лоджии Рафаэля. Сегодня, благодаря обнаруженным фрескам, мы понимаем, что Маратта, кроме всего прочего, расписал свод над входом в секретный сад Агостино Киджи, где банкир принимал трапезы", – комментирует куратор виллы Фарнезина Вирджиния Лапента.
Маратта и его ученики были важными художниками в итальянской живописи XVII века, но недостаточно известными, чтобы предотвратить сокрытие их искусства два столетия спустя во время строительных работ в этой части виллы. "Вилла Фарнезина – сокровищница произведений эпохи Возрождения, но у неё также была долгая жизнь, и в XVII веке, когда она принадлежала семье Фарнезе, она продолжала быть образцом и ориентиром для художников. Открытие фресок конца XVII века в комнате, которая была позже преобразована в веке XIX, стало результатом исследований, которые их Академия деи Линчеи проводила в течение некоторого времени", – делится член Академии деи Линчеи и куратор выставки "Семнадцатый век на вилле Фарнезина" Алессандро Зуккари.
Сейчас фрески доступны только учёным, учитывая узкий и трудный проход который нужно преодолеть, чтобы встретиться лицом к лицу с херувимами. Но посетители виллы Фарнезина могут любоваться фресками благодаря фотографиям и мониторам с изображениями в реальном времени. Новое открытие дало возможность для виллы Фарнезина и Академии дэи Линчеи, отвечающих за реставрацию и сохранение виллы – организовать выставку "Семнадцатый век на вилле Фарнезина", которая рассказывает об историческом и художественном контексте, в котором были созданы фрески, и даёт более глубокое представление о влиянии Рафаэля на художественный Рим XVII века.