Королевская академия художеств посвятила выставку трем гениям итальянского Возрождения
Борьба титанов. Королевская академия художеств в Лондоне посвятила выставку трем гениям итальянского Возрождения. Почему Леонардо и Микеланджело не терпели друг друга, и как их соперничество повлияло на Рафаэля, расскажет Алия Шарифуллина.
Это Мадонна Таддеи – единственная мраморная скульптура Микеланджело в Великобритании. Работа выполнена в круглом формате тондо, характерном для итальянских мастеров. Хотя скульптура не завершена, она отражает идеальную технику мастера. Микеланджело работал над тондо в 1504 году во Флоренции. В то же время там создавал свои шедевры Леонардо да Винчи. В этой колыбели эпохи Возрождения развязалась настоящая борьба за первенство двух великих противоположностей. "Они не просто не находили общего языка, они испытывали друг к другу откровенную антипатию и презрение. Несмотря на то что да Винчи и Микеланджело жили в одну эпоху, они принадлежали разным поколениям. И их взгляды на искусство были кардинально противоположными. При этом они все время оглядывались друг на друга, ревновали к успеху", – рассказывает главный куратор Национальной галереи Пер Румберг.
Их соперничество достигло пика в 1503-1504 годах. В то время они получили от правительства Флоренции заказ на создание батальных сцен на противоположных стенах палаццо Веккьо. Оба проекта – "Битва при Кашине" Микеланджело и "Битва при Ангиари" Леонардо – остались незавершенными, но их подготовительные работы отражают гениальные поиски художников. В то же время на флорентийскую сцену выходит юный Рафаэль Санти. "Наслушавшись разговоров об их непревзойденной "новой манере", Рафаэль помчался во Флоренцию. Там он впервые встретился с Микеланджело. Но ни симпатии, ни тем более дружеского притяжения между ними не возникло. Микеланджело по складу личности был бунтарь и одиночка, а Рафаэля всегда сопровождала восторженная толпа последователей и поклонников. Они старались избегать друг друга, но это было непросто", – говорит главный куратор Национальной галереи Пер Румберг.
Однажды встретив в галереях Рафаэля в окружении учеников, Микеланджело едко заметил: "Вечно вы ходите со свитой, как генерал". Рафаэль парировал: "А вы всегда один – как палач". Но молодой художник учился у своих старших коллег. Влияние да Винчи и Микеланджело прослеживается в таких работах Рафаэля, как "Мадонна Эстерхази" и "Мадонна Бриджуотера". При этом его работы отличаются простотой композиции и ясностью форм. "Рафаэль смотрит двум мастерам через плечо, говорит, что хочет у них поучиться. И мы можем проследить по картинам на этой выставке, как все развивается. Рафаэль берет у них мотивы, а затем по-своему интерпретирует, играет с ними и превращает их в собственное творение. Бесконечно соперничая друг с другом, художники улучшают свое мастерство", – комментирует художественный критик Эстель Ловатт. И выставка как раз об этом. Как соперничество "трех титанов Эпохи Возрождения" за самых влиятельных покровителей Флоренции привела к расцвету итальянского Ренессанса, оказав влияние на все мировое искусство.